Управление государственной собственностью сданной в аренду

Управление государственной собственностью сданной в аренду

15.1. Аренда государственного и муниципального имущества

Аренда — форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землей или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами.

В соответствии с договором, собственностью арендатора являются плоды, продукция и доходы, полученные им в результате использования арендованного имущества.

Аренда различается по следующим видам:

При этом, существуют некоторые особенности аренды для различных видов движимого и недвижимого имущества:

1) прокат движимого имущества;

2) аренда транспортных средств;

3) аренда зданий и сооружений;

4) аренда предприятий;

5) финансовая аренда (лизинг).

Согласно Гражданскому кодексу, договор аренды – соглашение двух или более лиц, при котором арендодатель обязуется предоставить арендатору на временное владение или пользование (либо только пользование) свое имущество.

Гражданский кодекс также дает следующие определения понятиям арендатор и арендодатель:

Арендодатель – наймодатель, собственник имущества (это может быть как физическое, так и юридическое лицо), который предоставляет имущество арендатору за плату во временное пользование и владение или во временное пользование. Имущество может сдавать в аренду только его собственник или лицо, уполномоченное на это собственником или законодательством.

Арендатор — наниматель (как физическое, так и юридическое лицо), заключивший договор аренды и оплачивающий пользование и владение или пользование предоставленным имуществом собственнику (наймодателю).

Гражданское законодательство не предусматривает каких-либо требований и ограничений к арендатору. Исключением может быть только гражданская дееспособность. Это ограничение также применяется и к другим субъектам гражданско-правовых отношений.

Объектом аренды выступают земельные участки и здания, предприятия и оборудование, сооружения и транспортные средства, а также другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования (такие вещи называются непотребляемыми).

Договор аренды должен чётко определить конкретное имущество, сдаваемое в аренду, то есть данные, позволяющие индивидуализировать объект аренды, должны быть непосредственно указаны в договоре. Запрещается сдавать в аренду предприятия оборонных отраслей, связи, транспорта, предприятия топливно-энергетического комплекса, здания государственных банков и т. д.

Сроки договора аренды, как правило, устанавливаются соглашением арендатора и арендодателя и подлежат обязательному фиксированию в договоре. При отсутствии фиксированных сроков действия договора аренды, договор считается заключенным на неопределенный срок. При этом, стороны договора могут в любой момент отказаться от его исполнения, но при условии заведомого предупреждения о своих намерениях другой стороны. В этом случае, необходимо уведомить об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

Различают следующие виды договора по срокам:

1) Бессрочный – срок договора не определён соглашением сторон;

2) Долгосрочный – срок действия от 5 до 20 лет;

3) Среднесрочный – срок действия от 1 до 5 лет;

4) Краткосрочный – срок действия – до 1 года.

Договор аренды заключается в письменной форме независимо от сроков его действия и того, кем являются стороны: физическими или юридическими лицами. После заключения договора аренды более, чем на год, он подлежит обязательной регистрации в Федеральной регистрационной службе.

Арендатор обязан своевременно и в определенные договором сроки, вносить плату за пользование имуществом — арендную плату. Порядок и условия внесения арендной платы также определяются договором. Но в случае, когда договором они не определены, считается, что установлены такие порядок, условия и сроки, какие обычно применяются при аренде аналогичного имущества при аналогичных обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Также, арендодатель обязан платить налог по форме 3-НДФЛ.

Что касается государственного и муниципального имущества, то этим имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. В таком случае, арендаторы выступают налоговыми агентами по НДС. Проблема заключается в том, что по ряду вопросов налогоплательщики и налоговые органы до сих пор не могут прийти к единому мнению.

Гражданский кодекс РФ не выделяет договор аренды государственного и муниципального имущества в отдельный вид арендных правоотношений. Вместе с тем в зависимости от того, кто является сторонами такого договора, в зависимости от самого объекта договора налоговые обязательства, как арендодателя, так и арендатора имеют ряд особенностей.

На основании Указа Президента РФ от 30.09.2002 № 495 «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности», установлен порядок исчисления арендной платы за сдаваемые в аренду общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения.

Размер арендной платы в месяц рассчитывается исходя из площади сдаваемых общественных, административных и переоборудованных производственных помещений и ставки арендной платы за 1 кв.м арендуемой площади.

В Положении дает определение понятию «арендуемая площадь».

Арендуемая площадь — площадь общественных, административных и переоборудованных производственных помещений, которая сдается в аренду и размер которой определяется умножением нормируемой площади на коэффициент перевода.

Коэффициент перевода — это отношение общей площади здания, сооружения к нормируемой площади здания, сооружения. Причем для расчета арендуемой площади введено ограничение применения коэффициента перевода.

В размер арендной платы включаются амортизационные отчисления, налоги и платежи, уплачиваемые арендодателем общественных, административных и переоборудованных производственных помещений в бюджет. Это происходит в соответствии с налоговым и бюджетным кодексами, и не включаются соответствующие расходы по эксплуатации и текущему ремонту помещений, затраты на коммунальные услуги, включая плату за потребляемую электроэнергию.

Расходы по эксплуатации взимаются исходя из фактически занимаемой площади, размер которой определяется умножением нормируемой площади на фактический коэффициент перевода.

15.2. Особенности аренды объектов нежилого фонда

Одной из функций комитетов по управлению имуществом и других субъектов управления государственным и муниципальным имуществом, стала сдача в аренду большого массива государственных помещений. Часто среди граждан комитеты по имуществу ассоциируются именно с арендодателями, хотя в действительности эта деятельность имеет вовсе не основной характер.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование ли во временное пользование. Таким образом, законодательное определение выделяет только две стороны в договоре аренды. Однако для отношений по аренде государственного недвижимого имущества характерно появление третьей фигуры — балансодержателя.

Читайте также:  Начало приватизации государственной собственности

Рисунок 4. Порядок предоставления нежилого помещения в аренду

В течение нескольких десятилетий огромные массивы государственных имуществ учитывались на балансах государственных предприятий, а также обслуживались и содержались ими. Но сейчас расчет на массовую приватизацию не оставил государственного внимания тем объектам, которые не приватизировались и продолжают содержаться на чьем то балансе. Если помещение не подлежит приватизации, а просто сдается государством в аренду, то ситуация мирная. Зачастую в договорах аренды балансодержатель выступает на стороне арендодателя с весьма условными полномочиями, получая свою часть от арендной платы.

Что касается споров из договоров аренды, то связаны они в основном с изменением или расторжением договоров. По закону суд может расторгнуть договор аренды по требованию арендодателя, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества. При использовании имущества с неоднократными нарушениями либо с существенным ухудшением имущества также расторгается договор аренды.

Существует ещё несколько условий расторжения данного договора: если более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа арендатор не вносит арендную плату или не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

15.3. Особенности аренды земельных участков

Что касается сдачи в аренду земельных участков, то Правительством РФ утвержден порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

Рисунок 5. Виды аренды земельных участков

Организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними. При этом, орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков определяют: начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов в форме аукциона, размер задатка и СМИ, где в дальнейшем будет опубликовано извещение о проведении торгов.

Рисунок 6. Способы предоставления земельных участков под строительство

Также установлено, что при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организатором торгов является Российский фонд федерального имущества или его отделения.

В утвержденных правилах отмечается, что организатор торгов определяет место, дату и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах. Также определяется место, дата и срок подведения итогов торгов и организуется подготовка и публикация извещения о проведении торгов и информация о результатах. Организатор торгов обеспечивает сохранность представленных заявок, документов и предложений, конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки и предложения. Содержание представленных документов до момента их оглашения при проведении конкурса или аукциона также является конфиденциальным.

Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20% (в зависимости от условий арендодателя) начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.

Иностранные юридические и физические лица могут допускаться к участию в конкурсе или аукционе с соблюдением условий, установленных законодательством Российской Федерации.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Передача в аренду объектов государственной собственности выступает в качестве одной из форм ее управления (распоряжения). Возникающие при этом отношения являются гражданско- правовыми, представляющими собой обязательство из договора аренды. Договору аренды отводится значительная роль в регулировании имущественных отношений. Заключаемый на началах добровольности и полного равноправия сторон, он позволяет достичь баланса между интересами арендодателя-государства и арендатора — частного собственника. Сохраняя целевое использование публичного имущества и извлекая из него прибыль, арендодатель сохраняет данный объект в своей собственности. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

8.1 .Правовые особенности управления государственной собственностью, сданной в аренду

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

  • — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
  • — имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

К отношениям, связанным с арендой, применяются общие положения (гл. 34 ГК РФ), если специальные правила не устанавливают иное.

Аренда — гражданско-правовой договор, в силу которого арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное владение и пользование, а арендатор уплачивает за это арендную плату 96 .

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Виды договора аренды:

договор аренды транспортных средств;

договор аренды зданий и сооружений;

договор аренды предприятия;

договор финансовой аренды (лизинг).

Договор аренды регулируется в основном ГК РФ.

Предмет договора — любое индивидуально-определенное имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств.

Имущество — непотребляемая индивидуально-определенная вещь в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению вещи со всеми необходимыми принадлежностями и необходимыми документами.

При заключении договора: обязательное требование — подробное описание арендуемого имущества. Сторонами договора аренды являются арендодатель и арендатор. В роли сторон могут выступать все субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица, а также государство (последнее выступает в арендных отношениях через свои органы). В качестве арендодателя выступают собственники имущества, а также лица, управомоченные законом или собственником. Субъект права хозяйственного ведения может выступать арендодателем движимого имущества без согласия собственника, недвижимого — только с согласия собственника. В качестве арендатора может быть любое лицо, однако в некоторых видах аренды субъектный состав может быть ограничен законом. Так, в договоре аренды предприятия и в договоре лизинга обе стороны должны быть предпринимателями (ст. 656 и 665 ГК РФ), а в договоре бытового проката предпринимателем должна быть лишь одна сторона — арендодатель (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

Аренда имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет некоторые особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей.

Читайте также:  Средняя школа какие это классы

В соответствии с подпунктом «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ. Отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, регулируются главой 34 ГК РФ 117 .

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Рассмотрение вопросов о предоставлении государственного имущества в аренду осуществляется на основании заявления (заявки) от российских и иностранных юридических и физических лиц (в том числе совместных предприятий) и международных организаций с резолюцией предприятия (организации) — балансодержателя о возможности предоставления имущества в аренду для конкретного вида деятельности.

Вместе с заявкой на аренду (на заявке о продлении договора аренды обязательно наличие резолюции балансодержателя о возможности продления аренды) заявитель представляет в Комитет по управлению имуществом:

  • — учредительные документы (или нотариально заверенные копии этих документов) организации (юридического лица), получающей имущество в аренду, или свидетельство о регистрации для физических лиц — частных предпринимателей;
  • — баланс предприятия-арендатора, составленный на установленную дату перед оформлением договора;
  • — справку о текущей задолженности по плате за аренду и коммунальные услуги;

— справку об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней на дату подачи заявки, заверенную налоговым органом 98 .

При рассмотрении заявок на аренду учитываются своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.

Если здания и сооружения относятся к государственной собственности субъекта РФ, то действует порядок передачи этих объектов недвижимости в аренду, установленный ГК: субъекты РФ уполномочивают соответствующие структуры по управлению собственностью давать согласие на передачу в аренду либо выступать в качестве арендодателя. Минимущество России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы контроль за управлением, использованием по назначению и сохранностью этих объектов федерального имущества, переданных в аренду, и при выявлении нарушений принимает законные меры для их устранения.

Порядок заключения и исполнения договора аренды недвижимого имущества регулируется гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Договор аренды здания или сооружения должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора аренды влечет его недействительность (ст. 651 ГК РФ).

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 650 ГК РФ). Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 ГК РФ). Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ) [1] .

В системе гражданских правоотношений важное место занимают арендные отношения, связанные с передачей одним субъектом гражданских правоотношений принадлежащего ему имущества во временное владение и пользование или во временное пользование за определенную плату. Одним из основных признаков договора аренды является его срочный характер, т.е. имущество передается на определенный срок.

Таким образом, исходя из смысла договора аренды предполагается возврат арендованного имущества арендодателю. Однако из данного правила есть исключения. Согласно ст. 624 ГК РФ законом или договором аренды может быть предусмотрена возможность выкупа арендатором арендованного им имущества. Законодатель допускает возможность заключения договоров аренды, которые предусматривают по истечении определенного срока аренды переход права собственности на арендованное имущество от арендодателя к арендатору. Указанной статьей не ограничен круг субъектов, которые вправе включить в условия заключаемого ими договора аренды право арендатора на выкуп арендуемого имущества.

В силу ст. 1, 124 ГК РФ можно предположить, что любой участник гражданских правоотношений, обладающий право— и дееспособностью, имеет возможность заключить подобный договор. Казенные предприятия имеют право заключать договоры аренды в отношении любого имущества только с согласия собственника (п. 1 ст. 297 ГК РФ) [2] . Бюджетные учреждения в договорах аренды являются только балансодержателями, так как сдаваемое в аренду имущество числится у них на балансе. Поэтому вместо них договоры аренды заключает Минимущество России и его территориальные органы. Однако в соответствии со ст. 39 Закона «Об образовании» образовательные и научные учреждения имеют право самостоятельно сдавать закрепленное за ними движимое и недвижимое имущество.

Сдача в аренду государственного имущества учреждениями

В Российской Федерации, как Вы знаете, признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с гражданским законодательством государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

О сдаче в аренду государственного имущества учреждениями мы расскажем в этой статье.

Отметим, что юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций, и если коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то некоммерческие организации не имеют в качестве цели деятельности извлечение прибыли и полученную прибыль между участниками не распределяют.

Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, признается учреждением. Учреждение, согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), может быть создано гражданином или юридическим лицом, так называемое частное учреждение, либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, соответственно, такие учреждения являются государственными и муниципальными.

Напомним читателям, что с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 названного Закона теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные, казенные.

Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2, дополнившей Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Порядок заключения договора аренды.

Правоотношения сторон при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ. В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Помимо этого, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Читайте также:  Консульский и сервисный сбор франция

Договор аренды государственного имущества может быть заключен в двустороннем порядке, то есть между собственником государственного имущества (арендодателем) и арендатором или между балансодержателем (конкретным учреждением или предприятием) имущества, обеспечивающим оперативное управление, и арендатором, но в этом случае балансодержатель является арендодателем.

Договор аренды может быть заключен и в трехстороннем порядке, то есть между арендодателем – собственником государственного имущества, балансодержателем имущества (конкретным учреждением или предприятием) и арендатором.

Обратите внимание!

Заключить договор аренды, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждением на праве оперативного управления, учреждение может только при условии проведения конкурса или аукциона. Такое требование установлено пунктом 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона».

Отметим, что государственные (муниципальные) бюджетные и казенные учреждения, которым предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, могут передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены учреждению, и составлять более чем двадцать квадратных метров, что следует из пункта 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Как учитывается учреждениями арендная плата за сдаваемое в аренду государственное имущество в целях налогообложения?

Порядок налогообложения доходов, полученных от сдачи в аренду государственного имущества, будет различен в зависимости от того, какой договор аренды заключен учреждением – двусторонний или трехсторонний.

Рассмотрим оба варианта.

Двусторонний договор.

Бюджетные и казенные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2011 года статья 321.1 НК РФ, регулирующая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратила силу.

Следовательно, теперь бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке в соответствии с главой 25 НК РФ.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется в соответствии со статьей 274 НК РФ. В целях налогообложения прибыли налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибылью для российских организаций, согласно статье 247 НК РФ, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Средства, полученные от сдачи в аренду имущества, на основании пункта 4 статьи 250 НК РФ включаются в состав внереализационных доходов, и, следовательно, подлежат учету бюджетными и казенными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2010 года № 03-03-06/4/1, а также в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10 марта 2010 года по делу №А32-447/2008-13/10-56/182-2009-29/272.

Дата получения дохода от сдачи имущества в аренду определяется на последнее число отчетного периода (подпункт 3 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, что установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Местом реализации работ (услуг) на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. К таким услугам относятся, в частности, услуги по аренде.

Таким образом, предоставление государственного имущества в аренду является объектом налогообложения НДС.

Трехсторонний договор.

В трехстороннем договоре арендодателем, как было отмечено выше, является собственник государственного имущества. Следовательно, арендная плата поступает в бюджет, минуя счета учреждения или предприятия – балансодержателя государственного имущества, сдаваемого в аренду, на основании чего это учреждение не может быть в отношении дохода, полученного от сдачи в аренду государственного имущества, плательщиком налога на прибыль.

Как мы уже сказали, предоставление имущества в аренду является объектом обложения НДС. На основании пункта 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых согласно НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, что следует из пункта 1 статьи 24 НК РФ.

В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, поэтому они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС, которую впоследствии могут принять к вычету (пункт 3 статьи 171 НК РФ).

Следует обратить внимание читателей, что до 1 января 2011 года арендатор признавался налоговым агентом по НДС, только если арендодателем недвижимости (здания, сооружения и тому подобное) являлся государственный орган или орган местного самоуправления (пункт 3 статьи 161 НК РФ).

С 1 января 2011 года арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является как государственный орган или орган местного самоуправления, так и казенное учреждение (пункт 3 статьи 161 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Узнать кадастровую стоимость жилья по адресу бесплатно
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Существенные условия договора поставки по 44 фз
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует,...
Сфера деятельности агентства недвижимости
Объектом исследования является ООО Агенство недвижимости «Бизнес и право». Это агентство основано 17 января 2001 года с целью оказания широкого...
Узнать кадастровую стоимость квартиры в 2018 году
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Adblock detector