Срок амортизации легкового автомобиля в бухучете

Срок амортизации легкового автомобиля в бухучете

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

—>

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

От чего зависит амортизационная группа легковушек?

По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.

Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

  • 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);
  • 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
  • 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
  • 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
  • 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.

О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.

Срок полезного использования по классам

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

Высший класс

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

Ориентир для отечественного авто

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте здесь.

Пример определения

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Амортизационные группы грузовиков

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

Как зависит от технических характеристик?

В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

Сроки по классификации

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01 ). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Читайте также:  Индивидуальный предприниматель капитал и ответственность

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01 ). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 ).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01 ). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01 , п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Автор: О. В. Давыдова

В какую амортизационную группу должны быть включены приобретенные транспортные средства, бывшие в употреблении, подлежащие принятию к учету в качестве объектов основных средств? Как определить срок полезного использования таких объектов?

Приобретение транспортных средств, бывших в употреблении, организациями, работающими в сфере транспорта, – дело обычное. Для того чтобы такое ТС принять к налоговому учету в качестве объекта основных средств (то есть включить его в соответствующую амортизационную группу), организации понадобятся сведения о том, в какой группе объект числился у продавца. Также для нового собственника представляет интерес информация о периоде эксплуатации ТС прежним владельцем. Каким образом указанные сведения влияют на налоговый учет нового собственника? Что делать, если их нет?

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

  • принадлежит налогоплательщику на праве собственности;
  • используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией с целью извлечения дохода;
  • первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (при вводе в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 – 100 000 руб.);
  • срок полезного использования ТС составляет более 12 месяцев.

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Срок полезного использования нужен не только для того, чтобы определить, является ли приобретенное имущество объектом основных средств. Исходя из этого срока амортизируемое имущество (включая основные средства) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако в отношении объектов амортизируемого имущества, бывших в употреблении, действует специальное правило: они подлежат учету организацией-покупателем в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

В силу прямого указания п. 12 ст. 258 НК РФ покупатель обязан включить приобретенные объекты основных средств, бывшие в употреблении, в амортизационные группы, в которые данные объекты были включены продавцом (Постановление АС УО от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). Это утверждение подлежит безусловному применению в ситуации, когда амортизационная группа определена продавцом верно.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)? Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС. Если основные средства относятся к 3 – 7-м группам, амортизационная премия может составлять 30% первоначальной стоимости объекта, по остальным основным средствам – 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

  • налогоплательщику было известно о неверном определении предыдущими собственниками кодов ОКОФ и амортизационной группы;
  • налогоплательщик формально подошел к составлению документов со стороны продавца, несмотря на то, что акты о приеме-передаче по форме ОС-1а содержали неверные и неполные сведения об объектах основных средств, принимаемых на учет;
  • передающие стороны (предыдущие собственники) не могли иметь каких-либо претензий со стороны налоговых органов в связи с неверным определением кодов ОКОФ и, как следствие, неверным установлением амортизационной группы основных средств, так как они находились на УСНО.
Читайте также:  Заявление о содержании на иждивении иностранца образец

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно. Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 № 11АП-11467/2014 и АС ПО от 06.03.2015 № Ф06-21153/2013).

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации. Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств. По согласованию с предыдущим собственником общество могло внести соответствующие изменения в акты приема-передачи и другие первичные учетные документы в установленном порядке.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник. Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Для налогоплательщиков, применяющих линейный метод списания амортизации, Налоговым кодексом предусмотрены особые правила определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц. Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.2014 по делу № А60-12753/2014). В названном деле они пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно определил срок полезного использования основных средств с учетом их изношенности, исходя из:

  • имеющихся в деле доказательств, в том числе приказа об учетной политике организации, инвентарных карточек налогоплательщика, технических паспортов БТИ;
  • конкретных обстоятельств по делу – фактической даты изготовления основных средств, даты ввода их в эксплуатацию у предыдущего собственника, информации об их реконструкции и вводе в эксплуатацию после реконструкции.
Читайте также:  Отличие договора найма от аренды квартиры

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок. Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

СПИ по объекту ОС – предмету лизинга

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст. 258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно. Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Применение нелинейного метода начисления амортизации

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2). Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Напоминание

В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 – 10-ю амортизационные группы, может применяться только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Бывший владелец сведения не представил

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194). Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника. Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем. Однако если им амортизационная группа была определена неверно, новый собственник данную ошибку должен исправить (такого мнения придерживается большинство судей, включая ВС РФ).

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

Ссылка на основную публикацию
Сопроводительное письмо в государственную инспекцию труда образец
Уважаемые Руководители организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда. В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013...
Сколько получают за орден мужества
Дополнительные выплаты за государственные награды военнослужащим: единовременное денежное поощрение Выплаты и льготы за медаль «Суворова» действующим военнослужащим присваиваются тем, кто...
Сколько получают доноры семенной жидкости
Сперма считается очень ценным генетическим материалом, без которого просто не может произойти оплодотворение яйцеклетки и наступление беременности. В процессе лечения...
Сопровождение грузов в финляндию отзывы
Прямой работодатель OOO Revers Занятость Полная График Сменный Образование 0 Опыт работы любой Возраст кандидата 19 — 60 лет Знания...
Adblock detector