Специалист по охране труда численность работников

Специалист по охране труда численность работников

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу ГАРАНТ.РУ за информацией по вопросам применения отдельных положений ТК РФ, в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда"). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. "О применении профессиональных стандартов в сфере труда".

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.
Читайте также:  Собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Читайте также:  Как записать тел разговор на диктофон

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

Читайте также:

Наши слушатели кадровых курсов часто интересуются вопросами охраны труда, поскольку:

а) это смежные сферы деятельности;

б) руководители организаций возлагают ответственность за ведение участка по охране труда на кадровых работников.

Давайте разберемся, как правильно создать службу охраны труда (далее — Служба).

Данное требование обязательно для каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек.

В этих случаях должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатели, численность работников которых не превышает 50 человек, принимают решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если у работодателя отсутствует служба охраны труда и/или штатный специалист по охране труда, их функции должны осуществлять:

— работодатель (индивидуальный предприниматель лично или руководитель организации);

— другой работник, уполномоченный работодателем;

— организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, которых работодатель привлекает по гражданско-правовому договору.

В случае обращения в организации, оказывающие услуги в области охраны труда, следует помнить, что они подлежат обязательной аккредитации. Исключение составляют организации, проводящие специальную оценку условий труда: порядок их аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда[1].

Законодательством установлены правила аккредитации: они включают в себя требования, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда[2].

Работодатель самостоятельно определяет структуру службы охраны труда и численность работников службы охраны труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда[3]. На их основе в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда, которая подчиняется непосредственно руководителю организации или, по его поручению, одному из его заместителей.

Такая служба организовывается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, в которое входят специалисты по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основные задачи и функции возложены на Службу Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

Для определения и обоснования численности, детализации должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях[4], которые предусматривают условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации: специалист, бюро, отдел.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и более численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы[5].

В организациях, где среднесписочная численность работников[6] до 700 человек, эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с большей численностью создаются:

бюро охраны труда (при штатной численности работников 3—5 единиц, включая начальника);

отдел (при штатной численности работников от 6 единиц).

Деятельность работников службы охраны труда осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации.

2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.

3. Организация пропаганды по охране труда.

4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации.

5. Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации.

6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях.

7. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий,направленных на улучшение условий труда в организации.

8. Расследование и учет несчастных случаев в организации.

Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности.

Напоминаю, что для ведения участка охраны труда требуется подготовка в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н.

[1] Федеральный закон от 28.12.2013 N426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

[3] Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

[4] Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением от 22.01.2001 N10.

[5] Обособленной производственной структурой считаются предприятия, цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

[6] При отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах.

  • Когда нужно создавать службу охраны труда?
  • Сколько человек должно быть в службе охраны труда?
  • Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда?

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Когда нужно создавать службу охраны труда

Не все работодатели могут объективно оценить объем работы, которую выполняет специалист по охране труда. Поэтому зачастую на сотрудника взваливают непосильный перечень задач. Или, наоборот, в небольших организациях создают целую службу охраны труда, когда достаточно иметь одного хорошего специалиста. Разберемся, сколько сотрудников на самом деле должны заниматься охраной труда.

Система охраны труда находится в непосредственном подчинении у работодателя. Если численность работников предприятия превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При этом у работодателя есть несколько вариантов:

  • создать отдельное структурное подразделение – службу охраны труда;
  • ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
  • привлечь аккредитованную специализированную организацию (специалиста) по гражданско-правовому договору.

Если численность работников менее 50 человек, то работодателю можно:

  • возложить обязанности по охране труда на себя;
  • возложить обязанности на уполномоченное руководителем лицо (на основании приказа о совместительстве или совмещении профессий).

Статья в тему

Когда в организации менее 700 работников, нет тяжелых работ и вредных и опасных условий труда, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. При большей численности персонала создается служба охраны труда из трех–пяти человек или отдел минимум из шести человек.

Читайте также:  Как получить направление на эко по омс

Сколько человек должно быть в службе охраны труда

Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно постановлению Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Разберемся с расчетом на примере.

Пример

Если в компании меньше 50 сотрудников, то создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда является желательным, но не обязательным. Это зависит от специфики производственной деятельности организации. Для предприятий, на которых заняты более 50 сотрудников, создавать службу или иметь специалиста по охране труда уже обязательное требование. Причем не только на производстве, но и в организациях, оказывающих туристические, юридические и другие услуги.

Возьмем организацию численностью 1002 человека, из них 145 человек работают во вредных и опасных условиях труда. В месяц на работу принимают в среднем 20 новых сотрудников. Организация состоит из девяти структурных подразделений, расположенных на расстоянии 800 м друг от друга. За год в организации произошло пять несчастных случаев.

Чтобы произвести расчет, выбираем нормативную численность специалистов в службе охраны труда из таблиц, которые приведены в постановлении Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. Нормативные показатели для нашего примера сведены в таблицу.

Таблица. Численность специалистов в службе охраны труда в зависимости от состава работы

Организация работы по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных

и производственно-обусловленных заболеваний

Организация и участие в проведении специальной

оценки условий труда

Организация пропаганды по охране труда

Организация инструктажей, обучения,

проверки знаний по охране труда

Планирование мероприятий по охране труда,

составление отчетности по установленным формам, ведение

документации по охране труда

Оперативный контроль за состоянием охраны труда

в организации и ее структурных подразделениях

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда

Участие в расследовании и учете несчастных случаев в организации:
Чн = Тобрв,
где Чн – нормативная численность, Тоб – общие затраты времени на расследование (Тоб = 115 ч), Нрв – норма рабочего времени одного работника на планируемый год (Нрв = 2000 ч)

Списочная численность работников службы охраны труда вычисляется по формуле:

где Чсп – списочная численность специалистов по охране труда;
Чн – итоговая нормативная численность;
Кн – коэффициент планируемых невыходов работников службы охраны труда.

Кн = 1 + процент планируемых невыходов/100.

Примем процент планируемых невыходов равным 10. Тогда:

При планируемом значении невыходов 10% данное значение равняется 1,1.

Если производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности устанавливают коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более – коэффициент 1,4. Поэтому:

Чсп = 2,157 × 1,1 × 1,2 = 2,84 ≈ 3.

Таким образом, получаем нормативную численность работников службы охраны – три человека.

Статья в тему

Как рационально распределить работу между специалистами службы охраны труда

Рассмотрим распределение обязанностей на примере крупного промышленного предприятия численностью 1200 человек, из которых 150 человек работают во вредных условиях труда. Организация состоит из девяти крупных подразделений, шесть из которых – производственные подразделения, а три – офисные. Согласно примеру, который приведен выше, в службе охраны труда такого предприятия должно быть минимум три человека – руководитель и два специалиста по охране труда. Работы, которые будет выполнять служба охраны труда, также приведены в предыдущем примере.

Отсутствие в организации специалиста по охране труда или сотрудника, исполняющего его обязанности, – одно из распространенных нарушений по охране труда. За него работодателю грозит штраф до 50 000 рублей. В 2016 году малые предприятия смогут избежать штрафа и отделаться предупреждением. Но только если инспектор впервые выявит нарушение и оно не будет непосредственно угрожать жизни и здоровью работников.

У работодателя есть несколько способов распределения обязанностей в службе охраны труда.

1-й способ – территориальный. Распределить обязанности по структурным подразделениям между двумя специалистами в зависимости от численности подразделения. В нашем случае: 600 человек – одному специалисту и 600 человек – второму специалисту.

Плюсы данного способа:

  • четкое распределение ответственности. За охрану труда в каждом подразделении отвечает один специалист.
  • взаимозаменяемость сотрудников. При уходе в отпуск, на больничный, увольнении сотрудника второй специалист может полностью заменить выбывшего и подготовить нового специалиста на его место.

Минусы данного способа:

  • каждое подразделение организует работу по охране труда специфично, в зависимости от того, какой специалист его обслуживает. Нет единого понимания, как правильно выполнять работу;
  • специалисты вынуждены выполнять одни и те же функции в рамках предприятия индивидуально каждый для своих подразделений. Нет общей системы работы;
  • оба специалиста должны иметь одинаковый уровень квалификации, что требует дополнительных финансовых затрат на их обучение.

Таким образом, первый способ больше подходит предприятиям, у которых подразделения сильно удалены друг от друга.

2-й способ – функциональный. Распределить функции службы охраны труда между специалистами в зависимости от их квалификации.

Плюсы данного способа:

  • создание единой системы охраны труда;
  • сотрудники специализируются на выполнении определенных задач;
  • специалисты могут обладать разным уровнем квалификации, что снижает финансовые затраты предприятия и дает мотивацию для профессионального роста.

Минусы данного способа:

  • низкая взаимозаменяемость сотрудников;
  • сложности в распределении ответственности.

То есть второй способ рационально использовать, если подразделения предприятия расположены на общей территории, а его численность не превышает 3000 человек.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в филиалах?

Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале организации? Если нет, то как, например, проводить инструктажи с работниками?
Илья КУЛИКОВ (Санкт-Петербург)

В законодательстве нет требований обязательно включать в штат филиала должность специалиста по охране труда. Достаточно иметь такого специалиста в головной организации, а в филиалах назначить ответственных за охрану труда. Их функции, в том числе по проведению инструктажей, лучше расписать в отдельном локальном документе. Тогда вновь принимаемым сотрудникам не придется ехать на инструктаж в головную организацию.

Нужно ли приводить название должностей в соответствие с ЕТКС?

Начальник отдела охраны труда в коммерческой фирме настаивает переименовать его отдел в службу охраны труда и изменить название должностей согласно Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н. Правомерны ли его требования в коммерческой организации?
Наталья ИЛЬИНА (Солнечногорск)

Требования начальника отдела правомерны. Если Трудовой кодекс или другие документы устанавливают ограничение на какую-либо работу, то названия этой профессии и квалификационные требования к ней должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику (далее – ЕТКС) (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Для работников охраны труда этим справочником установлены ограничения, например, по стажу и квалификации. Поэтому Гострудинспекция рекомендует приводить название службы охраны труда и должностей ее специалистов в соответствие с приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н в организациях любой формы собственности. Иначе работодателю могут выдать предписание об устранении этого недочета.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Ссылка на основную публикацию
Сопроводительное письмо в государственную инспекцию труда образец
Уважаемые Руководители организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда. В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013...
Сколько получают за орден мужества
Дополнительные выплаты за государственные награды военнослужащим: единовременное денежное поощрение Выплаты и льготы за медаль «Суворова» действующим военнослужащим присваиваются тем, кто...
Сколько получают доноры семенной жидкости
Сперма считается очень ценным генетическим материалом, без которого просто не может произойти оплодотворение яйцеклетки и наступление беременности. В процессе лечения...
Сопровождение грузов в финляндию отзывы
Прямой работодатель OOO Revers Занятость Полная График Сменный Образование 0 Опыт работы любой Возраст кандидата 19 — 60 лет Знания...
Adblock detector