Социально педагогическая характеристика на ребенка

Социально педагогическая характеристика на ребенка

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Социально-педагогическая характеристика учащегося

Фамилия, имя, отчество

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы

Место учебы, класс

С оциально-бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.). Социальный статус семьи (малоимущие, многодетные, приемная семья, вынужденные мигранты, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.)

Семейно-бытовые отношения. Структура семьи (полная / неполная, мать-одиночка, приемный ребенок, отчим / мачеха). Состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лиц, проживающих вместе с ребенком. Соответствие места жительства и прописки (регистрации) – в частности, при наличии статуса беженцев и др. Социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком. Обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье. Динамика семьи (браки / разводы); форма брака (законный / гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей; смерть кого-то из членов семьи. Педагогическая . компетентность родителей (безнадзорность, родители игнорируют не только духовный мир ребенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним — ребенок часто неряшливо одет, выглядит так, как будто очень плохо питается). Жестокое обращение с ребенком, повышенная опека (постоянный контроль за поведением ребенка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей, преувеличенное представление родителей о хрупкости ребенка, его болезненности); противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребенку свои требования). Взаимоотношения родителей со школой (родители не уделяют внимания внешнему виду ребенка и одежде, родители мало общаются с учителями, не интересуются жизнью школы и класса). Тип семейного воспитания (попустительский /”Золушка”/ и т.п.).

Коммуникативные навыки . сформированы. Социально-психологический статус в группе («звезда / предпочитаемый / лидер / отвергаемый / изолированный). Особенности социальных контактов: характер отношений с одноклассниками (нарушены/конфликтный/ не провоцирует конфликты/ ровные/ спокойные, мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, обижает более слабых, выставляет себя, паясничает, играет роль “клоуна”, часто ссорится с одноклассниками, пристает ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них, нелюбим другими детьми, над ним часто подсмеиваются, дерется, кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки, замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, общению со сверстниками предпочитает одиночество, выявляется тенденция к лидерству или конформность). С учителями отношения (ровные /доброжелательные /спокойные /конфликтные /провоцирует конфликт, уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним, в общение с учителями практически не вступает, выглядит стеснительным, теряется, стесняется, избегает контактов с учителями, старается быть незаметным, робким, может обратиться с просьбой к учителю, прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить, не выполняет требования, отвечает дерзко, грубо, проявляет негативизм по отношению к учителю).

Заключение: что и почему происходит с ребенком; при каких условиях наблюдаются изменения (положительные или отрицательные); соответствие уровня воспитанности педагогическим требованиям; причины, вызвавшие нарушения; прогноз его дальнейшего развития и воспитания (возможные изменения при тех или иных условиях); рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, педагоги, детский коллектив), показания и противопоказания в отношении ребенка.

Например: навыки общения со взрослыми развиты плохо, “педагогическая запущенность” из-за отсутствия должного внимания к его развитию в семье. Причины — отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в д/с на пятидневке, жил у бабушки(в настоящее время живет с родителями). Успешность воспитания и развития будет зависеть от согласованности, системности требований педагогического состава класса по отношению к данному ребенку; создания комфортных/ благоприятных/ удовлетворительных отношений/ условий в семье; от изменения стиля семейного воспитания и т.п.

Общие сведения о семье и условия жизни ребенка.

Тип семьи (полная, неполная).

Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образование и профессия).

Количество детей в семье (другие члены семьи).

Материальные условия жизни семьи.

Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних).

1. болезненность (сколько раз школьник болел в истекшем году, сколько дней в целом, характер заболеваний, их возможная связь с условиями жизни);

2. наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть):

— тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: грызение ногтей и др.;

— жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночество, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другие жалобы.

Школьник в системе воспитательных отношений в школе:

а) в системе «ученик – учитель» (соответствующее подчеркнуть):

§ отношения с большинством учителей строятся на взаимном уважении и доверии;

§ отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носит ситуативный характер;

§ отношения с учителями пока не складываются;

§ отношения с отдельными (большинством) педагогами носит конфликтный характер;

§ основные причины отчужденности, конфликтов _______________

б) в системе отношений с одноклассниками (соответствующее подчеркнуть):

§ пользуются авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним;

Читайте также:  Получение водительских прав после истечения срока действия

§ общаются лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты;

§ одноклассники относятся пренебрежительно;

§ авторитетом, доверием не пользуется.

Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений в семье:

1. Ребенок психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье, взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка, учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребенка авторитетом.

2. Положение ребенка в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребенок привязан только к кому-то из родителей (родных), враждебен к остальным. Ребенку уделяется недостаточно внимания. Его индивидуальные особенности и проблемы не учитываются в общении. Чувства защищенности в семье у ребенка нет.

3. Ребенок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас грубое, даже жестокое. Проблемами его никто не интересуется, индивидуальные особенности ребенка не осознаются и не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.

Причины отчужденности и конфликтов. Специфические особенности семьи, семейных отношений в системе отношений «школа – семья»:

1. Между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребенком.

2. Должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике пока нет. Родители плохо прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном формальный характер.

3. Семья не стремиться к сотрудничеству со школой, не поддерживает ее воспитательных условий.

4. Другие особенности.

Уровень средовой адаптации школьника (соответствующее подчеркнуть)

§ достаточно высокий (положение школьника во всех или большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как благополучное);

§ недостаточно высокий (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как вполне благополучное);

§ недостаточный (положение школьника во всех сферах воспитательных отношений как вполне благополучное, а в отдельных как конфликтное);

§ на грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется отчуждением, оценивается как конфликтное).

Личностные качества, мешающие успешной адаптации школьника в микросреде (соответствующее подчеркнуть):

§ безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другие качества;

§ вредные привычки, другие наклонности.

Общественная позиция школьника:

а) общественное поручение школьника в классе (школе); отношение его к выполнению (соответствующее подчеркнуть):

§ ответственное и безответственное;

§ безответственное; возможные причины безответственного поведения _______________________________________________

б) круг домашних обязанностей школьника; отношение к их выполнению:

§ ответственное и добросовестное;

Особенности учебной деятельности:

а) отношение ребенка к учебной деятельности в целом и к отдельным видам (соответствующее подчеркнуть):

§ охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремиться хорошо учиться;

§ интереса к учению пока нет, любимых предметов нет, учение воспринимает как долг; с интересом относится лишь к отдельным предметам (указать каким);

§ учиться неохотно, из-под «палки»;

б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:

§ достаточно высокий на всех уроках;

§ достаточно высокий лишь на отдельных уроках;

§ в основном средний;

§ учебные задания в основном выполняются самостоятельно;

§ учебные задания выполняются при оказании 1-го вида помощи – стимулирующей;

§ учебные задания выполняются при оказании 2-го вида помощи – направляющей;

§ при выполнении учебных заданий чаще всего требуется 3-й вид помощи – обучающей;

§ темп деятельности выше среднего показателя класса;

§ темп деятельности близок к среднему показателю класса;

§ темп деятельности ниже среднего показателя класса;

§ темп деятельности заметно отстает от среднего показателя класса;

в) характер трудностей ребенка в учении:

§ общих, проявляющихся во всем предметам ___________________

§ общих, проявляющихся в обучении конкретному предмету _____

г) причины трудностей _________________________________________

Общая оценка итогов года:

§ успевает во всем предметам на «хорошо» и «отлично»;

§ успевает на «хорошо» и «удовлетворительно»;

§ успевает в основном на «удовлетворительно»;

§ успевает «неудовлетворительно» по предметам (указать).

1. оценка динамики здоровья/нездоровья школьника (со средними показателями, соответствующее подчеркнуть):

§ улучшилось (сократилась заболеваемость, уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни, сократилось количество признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);

§ не изменилось (показатели практически без изменений);

§ ухудшилось (возросла заболеваемость, увеличилось количество признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);

2. оценка динамики средовой адаптации (по изменению ее уровня в сравнении с исходным):

§ уровень средовой адаптации стал выше;

§ существенно не изменился;

3. оценка продвижения в формировании учебной деятельности; уровень учебной деятельности в ее основных характеристиках – активность, самостоятельность, темп – в сравнении с исходным (соответствующее подчеркнуть):

§ существенно не изменился;

4. оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:

§ практически без изменений.

Бланк интервью «Деятельность социального педагога в средней школе»

Нужен ли школе социальный педагог:

в) трудно сказать.

Если такой педагог школе не нужен, то почему?

Читайте также:  Назначение психиатрической экспертизы в уголовном процессе

Чем должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы?

Основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы Каким образом осуществляются рамках данного учебного коллектива (школы, класса)

Решением специфических проблем различных категорий учащихся:

а) работа с «трудными» учащимися: неуспевающими, пропускающими занятия, с детьми с девиантным поведением;

б) работа с замкнутыми, неконтактными, «изгоями», «отверженными» в своих учебных коллективах;

в) работа с часто болеющими детьми, детьми с отклонениями в физическом развитии, физическими дефектами (внешность, речь);

г) работа с детьми-чернобыльцами, переселенцами;

д) работа с одаренными детьми;

е) работа с детьми из малообеспеченных семей;

ж) работа с детьми из неблагополучных семей;

з) работа с другими категориями учащихся, какими?

Работа с семьями учащихся:

а) семьями с нарушением воспитательной функции;

б) семьями с нарушением коммуникативной функции, нарушением общения родители-дети;

в) семьями с родителями-девиантами;

г) другими семьями, какими?

Решением проблем общения и досуга:

а) решение проблем общения учащихся внутри учебного коллектива (школы, класса);

б) изучение неформальной структуры учебного коллектива (класса);

в) помощь в адаптации учащихся с нарушением общения;

г) помощь в разрешении скрытых и явных конфликтов между педагогами и родителями учащихся;

д) помощь в разрешении возможных конфликтов между педагогами и родителями учащихся;

е) изучение структур и направленности групп неформального общения («компания друзей»), в которые включены учащиеся;

ж) выявление интересов учащихся в сфер досуга;

з) организация системы досуговой деятельности и внеклассной работы.

и) других проблем, каких?

Решением проблем профориентации и занятости (временного и постоянного трудоустройства) учащихся.

Считает, что это необходимо Целенаправленно осуществляет в своей педагогической деятельности

Социальным воспитанием учащихся:

а) гражданских качеств;

б) общечеловеческих качеств.

Как Вы считаете, должны ли действовать в рамках средней школы детские и юношеские организации:

в) трудно сказать?

Если да, то какие цели они должны преследовать?

Если нет, то почему?

В какой методической и организационной помощи Вы нуждаетесь?

В бланке интервью должно быть зафиксировано время (число), место (номер школы). Фиксация этих данных должна происходить не в ходе интервью, а после самого опроса. Протокол интервью должен содержать также фамилию интервьюера и его личные наблюдения (если таковые имеются) на отдельном листе.

ПЛАН БЕСЕДЫ «СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ»

Побеседуйте с социальным педагогом по следующим вопросам:

1. Какие категории детей и подростков выделяет в своей работе социальный педагог?

2. Выделяет ли социальный педагог такую категорию детей, как одаренные дети?

Как он налаживает с ними взаимодействие?

3. Как выстраивает работу с одаренными детьми?

4. В чем заключается содержание работы социального педагога с трудными детьми и детьми «группы риска»? Какие формы взаимодействия с ними чаще всего использует социальный педагог?

5. Сколько детей в учреждении, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних? Сколько детей-сирот, детей-инвалидов? Владеет ли такой информацией социальный педагог? Как он ее получает?

6. Какую социально-педагогическую помощь оказывает социальный педагог детям разных категорий?

7. Как он выстраивает свою работу с детьми (если такие есть), испытывающими негативное воздействие по месту жительства, учебы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, унижение, приобщение к наркотикам, алкоголю, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, ставшие причиной социальной дезадаптации)?

8. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог в работе с детьми и подростками различных категорий?

9. Налажено ли сотрудничество социального педагога с кружковыми руководителями, администрацией учебно-воспитательного учреждения, родителями, общественностью по организации работы с детьми различных категорий? Какую поддержку и помощь они ему оказывают?

10. Какая работа проводится социальным педагогом по профилактике негативных явлений среди детей и подростков?

Как Вам нравится работа социального педагога в учебно-воспитательном учреждении с детьми и подростками различных категорий (трудные дети, дети-инвалиды, дети «группы риска», одаренные дети и т.д.)

Фамилия, имя ребенка: Сечко Денис (14.02.96 года рожд.)

Общие сведения о семье и условиях жизни: семья неполная (мать – одиночка), Дениса воспитывает мама, проживают вдвоем.

Тип семьи: неполная.

Родители: мать Сечко Зинаида Васильевна, образование профессионально – техническое, повар. Временно не работает.

В семье есть совершеннолетние брат (Евгений – в тюрьме) и 2 сестры, имеют свои семьи и проживают отдельно.

Жилищные условия: семья проживает в 3-комнатной квартире. У Дениса есть своя комната. В квартире старая, ветхая мебель. Место для учебы Дениса специально не оборудовано.

Характер взаимоотношений: неблагоприятные, т.к. мать не уделяет достаточного внимания ребенку, нет доверия, близости, мальчик часто предоставлен сам себе.

Состояние здоровья:

1. Болезненность –болеет простудными заболеваниями, т.к. основную часть свободного времени проводит на улице, часто одет не по сезону.

2. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья: раздражительность, расторможенность, двигательное беспокойство, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость, агрессивность.

Школьник в системе воспитательных отношений в школе:

А) в системе «ученик – учитель» (нужное подчеркнуть):

· Отношения с большинством учителей строятся на взаимном уважении и доверии,

· Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер,

· Отношения с учителями пока не складываются,

· Отношения с педагогами носят конфликтный характер,

Читайте также:  Соглашение о расторжении договора аренды оборудования образец

Основные причины отчужденности: Денис безразличен к учебной деятельности, низкая успеваемость, частые пропуски уроков без уважительных причин.

Б) в системе отношений с одноклассниками (нужное подчеркнуть):

· Пользуется авторитетом и доверием большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним,

· Общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством детей не складываются, нередко имеют место конфликты,

· Одноклассники относятся пренебрежительно,

· Авторитетом, доверием не пользуется.

В) Особенности отношений в системе «семья – ребенок» (нужное подчеркнуть):

· Ребенок психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье, взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка, учитывают их, интересуются внутренней жизнью, пользуются у ребенка авторитетом.

· Положение ребенка в семье нельзя назвать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребенок привязан только к кому – то из взрослых, враждебен к остальным. Ребенку уделяется недостаточно внимания. Индивидуальные особенности и проблемы не учитываются в общении. Чувства защищенности в семье нет.

· Ребенок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас грубое, даже жестокое. Проблемами не интересуются, индивидуальные особенности не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с кем из взрослых.

Специфические особенности семьи в системе отношений «школа – семья»:

· Между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребенком.

· Должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике нет. Родители не прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном формальный характер.

· Семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает ее воспитательных условий. Мама Дениса воспринимает рекомендации педагогов школы как навязчивую помеху.

Уровень средовой адаптации школьника(нужное подчеркнуть):

· Достаточно высокий (положение школьника во всех или большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как вполне благополучное)

· Недостаточно высокий (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как вполне благополучное)

· Недостаточный (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений оценивается как вполне благополучное, а в отдельных как конфликтное)

· На грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника во всех или большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется отчуждением, оценивается как конфликтное).

Личностные качества, мешающие успешной адаптации школьника в микросреде (нужное подчеркнуть):

· Безответственность, нечестность, обидчивость, эгоизм, лень, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другие качества

· Вредные привычки, дурные наклонности: курит, склонен к токсикомании, бродяжничеству.

Общественная позиция школьника:

А) общественные поручения школьника в классе, отношение к его выполнению (нужное подчеркнуть):

· Ответственное и добросовестное

Особенности учебной деятельности:

А) отношение к учебной деятельности (соответствующее подчеркнуть):

· Охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремится хорошо учиться.

· Интереса к учению пока нет, любимых предметов нет, учение воспринимает как долг: с интересом относится лишь к отдельным предметам

· Учится неохотно, «из- под палки».

Б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:

Достаточно высокий на всех уроках

Достаточно высокий лишь на отдельных уроках, в целом, средний

Учебные задания в основном выполняются самостоятельно

Учебные задания выполняются при оказании 1 вида помощи – стимулирующей

Учебные задания выполняются при оказании 2 вида помощи – направляющей

При выполнении заданий чаще требуется 3 вид помощи – обучающая.

Темп деятельности выше среднего показателя класса

Темп деятельности близок к среднему показателю класса

Темп деятельности ниже среднего показателя класса

Темп деятельности заметно отстает от среднего показателя класса

В) характер трудностей ребенка в учении заключается в несформированности навыков учебной деятельности, незаинтересованности в учебных успехах, низком интеллектуальном уровне, низком уровне познавательного интереса и навыков самостоятельной умственной деятельности.

Г) причины трудностей: безразличие к учебным достижениям матери

Общая оценка итогов учебной деятельности:

· Успевает по всем предметам на «хорошо» и «отлично»

· Успевает на «хорошо» и «удовлетворительно»

· Успевает в основном на «удовлетворительно»

· Успевает на «неудовлетворительно» по предметам

Педагогические выводы:

1. Оценка динамики здоровья – нездоровья школьника со средними показателями (нужное подчеркнуть):

· Улучшилось (сократилась заболеваемость, уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни, сократилось количество признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья).

· Не изменилось (показатели практически без изменений)

· Ухудшилось (выросла заболеваемость, увеличилось количество признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья).

2. Оценка динамики средовой адаптации

· Уровень средовой адаптации стал выше

· Существенно не изменился

3. Оценка продвижения в формировании учебной деятельности: уровень учебной деятельности и ее основных характеристик :

· Существенно не изменился

4. Оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:

· Практически без изменений

5.Материалы зачетного мероприятия в 8 «В» классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках».

Форма проведения: тренинг

Цель: содействовать установлению активной жизненной позиции школьников.

Задачи:

1. Дать информацию по проблеме профилактики наркомании;

2. Формировать умение отстаивать собственную позицию;

Ссылка на основную публикацию
Сопроводительное письмо в государственную инспекцию труда образец
Уважаемые Руководители организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда. В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013...
Сколько получают за орден мужества
Дополнительные выплаты за государственные награды военнослужащим: единовременное денежное поощрение Выплаты и льготы за медаль «Суворова» действующим военнослужащим присваиваются тем, кто...
Сколько получают доноры семенной жидкости
Сперма считается очень ценным генетическим материалом, без которого просто не может произойти оплодотворение яйцеклетки и наступление беременности. В процессе лечения...
Сопровождение грузов в финляндию отзывы
Прямой работодатель OOO Revers Занятость Полная График Сменный Образование 0 Опыт работы любой Возраст кандидата 19 — 60 лет Знания...
Adblock detector