Сколько часов учатся в школе

Сколько часов учатся в школе

Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.

С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;

— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;

— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;

— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.

Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.

Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.

Читайте также:  Как посмотреть устав организации на сайте налоговой

Учебный год только начался, а нагрузка у школьников уже будь здоров. Уроки, классные часы, факультативы — это не считая секций и репетиторов! А жить когда, спрашивается?

На самом деле, расписание в школе должно составляться не как попало, а с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10 "Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В нем указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня.

Семь уроков в день — это максимум

Дополнительные или принудительные?

В теории получается, что даже у самых загруженных старшеклассников в день должно быть не больше 7 уроков, включая дополнительные занятия — ту же подготовку к ЕГЭ и углубленные факультативы по предметам. Но на практике же семь уроков в день уходит только на обязательные предметы, а после них детям предстоит отпахать вторую смену на углубленке.

— Без этого школьную программу не осилить, и так часов на предметы на хватает, — разводят руками учителя.

В итоге дополнительные занятия становятся добровольно-принудительными. И если младшеклассникам ещё повезло — их запихивают на музыку, спорт и рисование, то вот старшим ученикам так просто не отделаться. А не ходить на факультативы себе дороже: бывает так, что педагоги именно во время допзанятий проводят проверочные и самостоятельные, чтобы успеть получше разобрать материал во время основного урока.

"Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки", напоминает 10.5 пункт СанПиН.

Быстро и эффективно осваивать новый материал, справляясь с растущей нагрузкой поможет образовательная онлайн-платформа Учи.ру!

Ребенок самостоятельно изучает школьные предметы по индивидуальной траектории обучения с подсказками от платформы, а Вы следите за его результатами в режиме онлайн.

Веселые задания в игровой форме нравятся детям и помогают быстрее и эффективнее освоить школьную программу!

Ежедневно доступно 20 бесплатных заданий!

Пятница — облегченный день

Между прочим, по требованиям тех же СанПиН контрольные и проверочные работы можно проводить на 2-4 уроках и не больше одной в день:

"Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому, в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени, основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках".

Какой максимальный объем учебной нагрузки допустим

Составить расписание, которое бы отвечало всем этим требованиям — та ещё задача! Поэтому часто расписание получается несбалансированным: в одни дни уроков и домашних заданий у детей выше крыши, а в другие в школе можно вообще не появляться.

Возьмем первое попавшееся расписание — например, учеников 4 класса одной из обычных московских школ:

Если посчитать предметы по трудности, согласно нормативам СанПиН, то видно, что самый сложный день — это понедельник. Причём, самые сложные предметы сдвинуты на утро, а в середине дня, когда у детей пик работоспособности, стоит физкультура. И наоборот — в среду, когда дети также на пике активности, у них выходит самый легкий день на неделе.

Читайте также:  Отказ от доли в пользу общества

Посмотрим расписание старшеклассников — пусть, для примера, это будет 10 класс еще одной столичной школы (через "/" обозначены предметы для разных профильных групп).

В итоге

Все эти требования — обязательные, а не рекомендательные. Понятно, что в школах тоже работают не волшебники, и администрация старается составить оптимальное расписание для всех. Да и сам СанПин, откровенно говоря, устарел, хотя и вышел всего в 2010 году. Например, в нем нет ничего про сложность иностранных языков в начальной школе, многие другие предметы остались за кадром. Кроме того, с тех пор появился новый Федеральный закон об образовании и новые Федеральные госстандарты образования. Как минимум, максимальный объем и трудность предметов стоило бы пересмотреть с их учетом.

Впрочем, даже в таком виде СанПиН позволяет увидеть, что дети загружены по полной, причем, эта нагрузка неравномерна. А ведь в расписании еще ни слова нет про занятия с репетиторами и на курсах, дополнительные языки и школы искусств. Все это — дополнительные стрессы. И не стоит удивляться, что вместе с аттестатом об окончании школы выпускники получают целый букет болячек — от севшего зрения и сколиоза до неврозов и психических расстройств.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)

При 6-ти дневной неделе, не более

При 5-ти дневной неделе, не более

Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).

Читайте также:  Сломался вентиль перекрывающий воду

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

Ссылка на основную публикацию
Сколько получают за орден мужества
Дополнительные выплаты за государственные награды военнослужащим: единовременное денежное поощрение Выплаты и льготы за медаль «Суворова» действующим военнослужащим присваиваются тем, кто...
Сбербанк накопительная часть пенсии процент
Накопительная пенсия является неотъемлемой частью пенсии по старости, полагающейся всем гражданам, имеющим официальное трудоустройство. Поскольку на накопительную пенсию не распространяется...
Сбербанк повысил ставки по кредитам
Сбербанк разместил на сайте обновленные условия предоставления потребительских кредитов на любые цели. Максимальный срок кредита снижен с семи до пяти...
Сколько получают доноры семенной жидкости
Сперма считается очень ценным генетическим материалом, без которого просто не может произойти оплодотворение яйцеклетки и наступление беременности. В процессе лечения...
Adblock detector