Самозахват земли общего пользования в снт

Самозахват земли общего пользования в снт

Как оформить самозахват земли в собственность, что такое самозахват, — на эти и другие вопросы ответят наши эксперты по земельному праву.

В РФ все территории, собственник которых не определен, считаются государственными. Поэтому, занимая «ничей», никем не используемый, заброшенный с виду участок, можно столкнуться со штрафами и другими неприятными последствиями. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо изучить информацию о том, как узаконить самозахват земельного участка.

Что можно считать самозахватом?

Самозахват земли – это использование ее в личных целях лицом или несколькими лицами неофициально, без осуществления регистрации права собственности. При этом не важно, является ли захваченная территория частной собственностью, общественной или государственной. Ни одному лицу не может принадлежать земля, на которую у него официально не оформлены документы о собственности, пользовании, аренде.

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27
(Москва и регионы РФ)

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

Таким образом, если лицо любым способом использует землю без официальных оснований: возделывает ее, культивирует, облагораживает территорию, делает насаждения, постройки, хранит или складирует вещи – это признается самозахватом. Во избежание конфликтов с государственными органами, стоит как можно скорее оформить право собственности, если это не будет противоречить закону.

Ответственность за самозахват

Государственными органами осуществляется контроль за соблюдением земельного законодательства, правильностью определения границ участков, которыми пользуются собственники, арендаторы. При обнаружении незаконного захвата земли составляется акт, на основании которого нарушитель может быть привлечен к ответственности.

Самозахват земли считается административным правонарушением (ст. 7.1 КоАП РФ), за которое может быть начислен штраф, рассчитываемый в процентах от кадастровой стоимости занятой территории. Нарушителями признаются как граждане, так и юридические лица.

Как узнать владельца участка

С целью предотвращения конфликтных ситуаций, начисления штрафов стоит попытаться оформить в собственность участок земли, являющийся объектом самозахвата. Чтобы понять, как это сделать, необходимо сначала установить владельца.

Узнать, в чьей собственности находится участок, легче всего по кадастровому номеру. Его можно посмотреть на сайте Росреестра. Осуществлять поисковой запрос можно по различным параметрам. Если участок находится в СНТ, его номер можно узнать у председателя правления.

Следующее, что нужно предпринять – это подать запрос в Росреестр или МФЦ на предоставление информации из ЕГРП. В заявлении указывают:

  1. Данные того, кто просит предоставить сведения;
  2. Кадастровый номер (или подробное описание местонахождения участка, его границ);
  3. Муниципальное образование, на территории которого находится участок земли.

Необходимо заплатить пошлину за получение сведений и приложить квитанцию к заявлению. В полученной справке из ЕГРП должна быть информация о том, кто является собственником. К сожалению, контактов, если территория относится к частной собственности, там не будет. В СНТ можно обратиться к председателю и попросить у него каналы для связи с владельцем.

Земли общего пользования в СНТ

Узаконить захват земель общего пользования в СНТ можно будет лишь в том случае, если все собственники, обладающие долей, будут согласны с предоставлением их части кому-то одному. После получения такого согласия (без исключений, то есть, единогласного) СНТ следует обратиться к администрации с просьбой вывести запрашиваемую часть территории из общего пользования. Когда это произойдет, покупатель будет решать вопрос о приобретении вновь образованной кадастровой единицы с администрацией.

Оформить членство в СНТ можно будет после регистрации права собственности.

Если кто-то из собственников, чьи интересы будут затронуты использованием данной общей территории, не согласится с продажей, узаконить самозахват не получится.

Самозахват государственной земли

Оформить самозахват муниципальной земли в собственность можно, обратившись с соответствующей просьбой к администрации.

Если участок не выделен и не имеет кадастрового номера, сначала проводится межевание за счет покупателя. Схема и межевой план земельного участка вместе с заявлением о просьбе оформления собственности направляются администрации, которая объявит аукцион после поступления заявления о покупке. Если более выгодных покупателей не найдется, право совершить покупку перейдет к заявителю. При положительном решении администрация направит договор купли-продажи заявителю, который тот может подписать, если его устроят условия.

После оплаты выкупной суммы, право собственности необходимо оформить через регистрационную палату. Эта процедура позволит окончательно узаконить самозахват.

Отказать администрация может, если:

  1. Незаконно захваченный участок и собственная земля заявителя относятся к разным территориальным образованиям, принадлежат к разным категориям земель;
  2. Запрашиваемая территория является землей общего пользования, либо под ней проложены (или будут проложены вскоре) какие-либо коммуникации;
  3. После объединения с запрашиваемым участком, площадь земли собственника будет превышать максимально установленный законом размер;
  4. Земли изъяты из оборота или не предназначены для запрашиваемых целей и т.д.

Если заявитель считает отказ неправомерным, он может подать судебный иск. При получении отказа незаконное использование придется прекратить и освободить земельный участок. Никаких компенсаций за уже установленные на нем строения, проведенные работы по улучшению не положено. Последствия, которые ожидают нарушителя при обнаружении самозахвата, могут оказаться гораздо более убыточными, чем затраты на оформление собственности по закону.

Из всех вопросов, затрагивающих тему правовых отношений в земельной сфере, именно режим общего использования земли отличается наибольшей сложностью.

ГК РФ говорит нам о том, что статусом земель общего пользования располагают участки, имеющие общий доступ, пребывающие во владении муниципалитета или государства, на территории которых каждый гражданин имеет законное право находиться, без необходимости оформления разрешений, а также эксплуатировать расположенные на подобных землях объекты природного значения в допустимых законами и другими НПА рамках, или же наличия разрешения от владельцев определенных участков.

В список земель общего использования отнесены переулки, дороги, водоемы, проходы, в пределах территорий садоводческих товариществ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Незаконный захват земли общего пользования: статья

Самозахваты земельных участков расследуют государственные инспекторы каждого из субъектов РФ, специализирующиеся на использовании и охране земельных участков, входящих в список Росреестра.

В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отображено следующее:

  • Статья 7.1. седьмой главы КоАП РФ «Самовольное занятие земли»

Самовольные действия по занятию участка земли или его эксплуатации без предусмотренных законодательством документов, а в некоторых случаях, без документации, разрешающей выполнение хозяйственной деятельности, – может повлечь административную ответственность в виде штрафа в объеме от 500 до 1 000 рублей для граждан; от 1 000 до 2 000 рублей – для должностных лиц; от 2 000 до 20 000 для юридических лиц.

Вместе с этим:

  • Статья 23.21 двадцать третьей главы КоАП «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков»

Указанные органы, могут рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 7.10, 7.2 (ч.1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также ст. ст. 8.8, 7.34 упомянутого кодекса.

Право рассмотрения дел в структуре административных правонарушений по поручению органов, перечисленных в ч. 1 статьи есть у:

  • Главного госинспектора РФ по охране и эксплуатации земли, и его заместителей;
  • Главных госинспекторов определенного субъекта РФ по охране и эксплуатации земли, и их заместителей;
  • Главных городских и районных госинспекторов по охране и эксплуатации земли, и их заместителей.
Читайте также:  Системы налогообложения в россии для ип

Незаконный захват земли общего пользования: куда жаловаться

Земельный кодекс РФ говорит о том, что контролируют ситуацию с использованием земельных участков, уполномоченные на то государственные органы (Госземконтроль), ОМС или уполномоченные последними органы (Земельный контроль муниципалитета), органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, иные организации общественного характера (объединения), а также отдельные лица из числа граждан (Земельный контроль общественного направления), и другие субъекты землепользования: владельцы и собственники, пользователи и арендаторы, при выполнении ими хозяйственной деятельности (Земельный контроль производственного направления).

Основываясь на правительственном постановлении под № 689 от 15 ноября 2006 года «О земельном государственном контроле», Росреестр, в лице территориальных органов, производит контроль, включая соблюдение исполнения требований, продиктованных земельных законодательством о недопустимости самовольного занятия отдельных участков земли, выполнения земельного обмена и эксплуатации земли без наличия оформленных в соответствии с законом правоустанавливающей документации и без разрешительных в проведении хозяйственной деятельности документов.

В качестве оснований для выполнения проверочных действий по отношению к определенному участку, служат отдельные обращения и жалобы, поступающие от юр. и физ. лиц, так или иначе, касающиеся вопросов нарушения законодательства в земельной сфере. Каждый имеет законное право на обращение в Управление Росреестра.

Незаконный захват земли общего пользования: судебная практика

В ходе эксплуатации земли могут появляться ситуации, при которых как активные действия, так и бездействие сторон отношений в хозяйственной сфере, могут быть причиной нарушения чьих-либо интересов и законных прав.

Как оформить земельный участок в собственность?

Как оформить земельный участок в собственность, если нет документов, читайте тут.

К примеру, наблюдается самовольный захват участка земли, нарушаются арендные условия, участок не приводится в надлежащий вид.

Отличительная особенность споров в земельной сфере – содержание, заключающееся в предмете и основании спорного момента, который тесно связан с характерными чертами общественных отношений, и которые регулируются законодательством в земельной сфере.

Сторонами в спорах с землей выступают:

  • Землевладельцы, собственники участков и пользователи земли;
  • Юридические и физические лица, при нарушении ими законных интересов землевладельцев, собственников участков и пользователей земли;
  • Органы власти и управления, утвердившие конкретное решение в земельном вопросе, которое впоследствии привело к несогласию со стороны истца.

С учетом процедуры рассмотрения, споры земельного направления делятся на:

  • Те, которые рассматриваются с обязательностью соблюдения предварительной процедуры (вне судебного процесса);
  • Те, которые рассматриваются в судах;
  • Те, которые передаются сторонами для принятия решения в третейский суд.

С учетом характера разногласий в вопросе обеспечения субъективных прав и (либо) выполнения участниками обязанностей, споры в земельной сфере классифицируют следующим образом:

  • О признании прав на участки земли;
  • О выполнении конкретных действий в пользу участника земельных правоотношений, заинтересованного в них, или о воздержании от проведения таких;
  • Об изменении характера и прекращении правоотношений в земельной сфере.

Согласно же предмета, фигурирующего в спорах, последние могут возникать по поводу:

  • Конкретных земельных прав, к примеру, права владения земельным участком, права, которое является преимущественным перед остальными в вопросе арендных правоотношений, права, затрагивающего наследственные вопросы по земельным участкам и т. п.;
  • Признания законным определенного вида земельного права, к примеру, права на недвижимость, тесно переплетаемого с правом на участок земли (право владения жилым домом и участком, на котором он размещен); права на сохранность участия в товариществе садоводов и на садовый домик с прилегающим к нему участком сада; права на постройку гаража и участок его размещения, и, кроме того, права на эксплуатацию земель общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.

Процедура и нюансы рассмотрения споров в земельной сфере

По статье 64 ЗК РФ, споры, связанные с землей, подлежат рассмотрению в судебном порядке. До того, как дело будет принято к производству, спор можно передать для его решения в третейский суд.

Процессуальное законодательство предусматривает, что с подачей иска в судебный орган должны быть предъявлены доказательства, в подтверждение проведения урегулирования спорного момента в досудебном порядке, при условии, что последний продиктован федеральными законами либо условиями соглашения.

В отношении земельных споров досудебный порядок может предусматриваться при таких обстоятельствах:

  • При рассмотрении требований встречного характера к установленным границам, подлежащих приватизации участкам земли (дачным, приусадебным, садовым) отдельно созданной комиссией, отвечающей за подготовку приватизационной документации, включительно с формированием предложений о возможности урегулирования спорного момента (Обозначено пунктом 2 статьи 28 ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
  • При рассмотрении споров между отдельными субъектами РФ и образованиями муниципалитетов о выполнении разграничения государственной собственности на земельные участки (Обусловлено статьей 7 ФЗ от 17 июля 2002 года «О разграничении государственной собственности на землю»);
  • При рассмотрении споров о месте расположения участка, который выделяется как земельная доля в компенсационном объеме последним участникам долевой собственности, с применением согласительной процедуры и в порядке, установленном Правительством.

Если указанная досудебная процедура не соблюдена, то это может служить основанием для возврата иска судебным органом, с обоснованием причин, послуживших поводом для возврата.

Подобное обстоятельство не может быть препятствием для повторного обращения истца в судебный орган с тем же исковым заявлением и с претензиями к тому же лицу, по тому же предмету и на тех же основаниях, при условии устранения истцом, перед повторной подачей документа, допущенного процессуального нарушения.

Иски в спорах, возникающих в земельной сфере, в которых участвуют граждане, организации, органы государственной власти и ОМС, подлежат рассмотрению и разрешению в федеральных судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Наряду с этим, подведомственность указанных судов исключает возможность рассмотрения ими экономических споров и иных дел, законодательно отнесенных к полномочиям арбитражных судов.

Преимущественные виды и признаки правонарушений в земельной сфере, влекущие возникновение юридической ответственности

Следует привести перечень и сжатую характеристику правонарушений в земельной сфере, за выполнение которых привлекают к юридической ответственности:

  • Захват участка земли при самовольных действиях. Самовольным может считаться захват, если владение им происходит без наличия на то законного основания, т. е. если отсутствует правоустанавливающая документация. К подобной категории можно отнести и обстоятельства, когда до момента отвода участка в натуре и получения на него документа, устанавливающего право, происходит его эксплуатация; использование участка по разрешению органа, у которого нет полномочий решать вопросы предоставления участка, либо решение которого было вынесено при незаконном воздействии заинтересованных граждан;
  • Самовольные действия по возведению сооружений, строений и других объектов. Под самовольными подразумевают действия, не основанные на оформлении разрешений. Такие действия могут предполагать строительство и на отведенном для этой цели участке, и на участке, который был самовольно захвачен;
  • Действия, приведшие к захламлению земли. Здесь подразумевается использование территории или отдельного участка в качестве свалки различных предметов, вещей, деталей и их частей, и прочего;
  • Действия, приведшие к загрязнению участка земли веществами химического или радиоактивного типа, отходами производственного характера, стоками, вредоносными организмами бактериально-паразитического или карантинного характера;
  • Действия, приведшие к порче и уничтожению почвенного плодородного слоя. Подобная разновидность правонарушений является результатом бесхозяйственной эксплуатации участка, после которого почва становится истощенной, порастает кустарниковой растительностью, становится переувлажненной, переуплотненной, заболоченной, и в итоге теряет свои главные естественные качества – плодородность.
Читайте также:  Региональная служба взыскания ооо рсв

Незаконный захват земли общего пользования под парковку

Вспомните, насколько часто при подъезде к дому или же к офису на автомобиле, вы выискивали хотя бы одно свободное место в окрестных дворах для парковки? И большей частью свободные места были. Однако подъезд к ним был прегражден разными воротцами, тросиками, лентами, но чаще всего изрядно проржавевшими столбиками.

Масштабность этой картины имеет глобальный характер. В таких условиях действия, связанные с самозахватом «карманов для парковки», становятся обыденной реальностью, а уж никак не прихотью автомобилистов. В особенности остро подобная обстановка проявляется в дворовых территориях жилых домов.

В таких местах автомобили размещены очень плотно, буквально один на другом. Местные, в исполнении своего «долга», размещают различные цепочки, выстраивают металлические столбики и конусы, а также иные приспособления для ограждения.

Подобным нехитрым и совсем незаконным методом пользуются жители домов в борьбе за облюбованные ими места. По какой-то причине использовать эти места совместно с соседями никто не желает, и действует на свое усмотрение.

Таким образом, острая ситуация в вопросе дворовых парковок разделила всех автомобилистов на два враждующих лагеря: тех, кто своевременно «застолбил» для себя облюбованный уголок городской земли и не желает ни при каких обстоятельствах уступать его, и тех, кто своевременно не среагировал, а теперь прикладывает все усилия, чтобы вынудить представителей из противоположного лагеря разделить «добычу».

Хорошо еще, что есть вполне законные методы. Первое что нужно сделать – разузнать, у кого есть права владения или использования участка, занимаемого для парковки: конкретного жителя близлежащего дома согласно арендному соглашению, ТСЖ как составляющей территории дома или же государства.

Даже если участок находится во владении ТСЖ, выделить долю из общей площади для отдельного использования сможет только общее собрание владельцев при наличии соответствующего (3/4) кворума (просмотрите ЖК РФ и устав ТСЖ). Если же всего этого нет, то действия подпадают под квалификацию «самоуправства» или же «самовольного захвата участка земли». И одно, и второе – незаконно.

Когда территория относится к ТСЖ, то, как и другая, она находится в долевом владении всех жильцов, проживающих в доме, поэтому проведение ее отчуждения может быть возможным, лишь если за это проголосуют сами жильцы.

Если же участок отнесен к государственному, то следует пойти в муниципалитет для оформления арендного соглашения. При таких обстоятельствах указанные ограждающие препятствия различной конфигурации будут вполне уместными и законными.

В таких случаях любые повреждения этих ограждений (демонтаж столбика, нарушение целостности цепочки) будут считаться правонарушением. Проводить демонтаж нет права ни у кого, кроме органов власти, поскольку любое такое ограждение (даже установленное незаконным способом) – это личная собственность.

Любой из жильцов, попытавшийся провести демонтаж, может понести за эти действия уголовную ответственность, не учитывая тот факт, было ли ограждение установлено законно или же нет.

Решение по поводу законности может быть вынесено в нашем государстве лишь уполномоченными на то государственными органами, но никак не частными лицами.

Незаконный захват земли общего пользования железным гаражом

Вопросы, связанные с использованием общей собственности, возникают чаще всего. В особенности в пределах поселков и городов, в чьем жилфонде преобладают многоквартирные дома.

Допустим, вы приняли решение с пользой использовать пустырь около дома, расположив там металлическую конструкцию гаража.

В этой ситуации недостаточно будет просто договориться с соседями. Это связано с тем, что территория вокруг многоквартирного дома относится к общей долевой собственности всех жильцов (правовая позиция отображена в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ).

Подобная позиция относится и к общим помещениям, не являющимся частью квартир, иным объектам, расположенным на придомовой территории, включительно с объектами благоустройства и озеленения. Вся территория, считающаяся придомовой, вместе с размещенными на ней объектами, согласно закону относится к общему имуществу всего дома.

Пределы и параметры участка, где размещен многоквартирный дом, должны определяться согласно требованиям законодательства в земельной сфере и законодательства о градостроительной деятельности.

Имущество, отнесенное к перечню общего, можно условно распределить на всех владельцев, узнав, таким образом, величину одной доли. В ходе приватизационных действий нет необходимости в специальной регистрации доли на землю.

Однако у владельца нет права выделения и отчуждения личной доли от общего, и, кроме того, совершения других действий, влекущих передачу подобной доли, раздельно от права владения указанной территории (ст.37 ЖК РФ). Это означает одно – самовольно установить гараж или разместить на общем участке личное имущество возможности нет.

Когда гараж был установлен без соответствующего согласия, подобные действия уверенно можно оценить как незаконный захват участка земли общего пользования.

Согласно решению владельцев территории, такой гараж может подлежать сносу.

Незаконный захват земли общего пользования: СНТ

К участкам земли общего пользования в садоводческом товариществе можно отнести пути для подъезда транспорта, улицы, проходы, водные объекты и другие территории, кроме непосредственных наделов, которые закреплены за каждым из членов товарищества.

Подобные земли относятся к владению всех садоводов (коллективное совместное право), из-за чего распоряжаться ими на свое усмотрение не получится.

Незаконным захватом земель общего пользования называют эксплуатацию участка по личному усмотрению без присутствия на то оснований. К подобным правонарушениям можно отнести незаконную застройку участка, складирование (временного или постоянного характера), перенос межевых ограждений земли вне пределов межевого плана границы и прочее.

Когда выявлен незаконный захват участка, руководством СНТ выносится отдельное предупреждение (в письменной форме) на имя нарушителя, с целью принятия им мер по устранению нарушений в обусловленный срок. Такому лицу, выполнившему захват участка, финансовые потери, связанные с приведением участка в изначальный вид, не возмещаются, весь перечень работ выполняется за его счет.

Если же все нарушения в упомянутый в предупреждении период не были исправлены, у руководства СНТ есть полные основания для направления иска в судебный орган с целью прекращения незаконной эксплуатации земли общего пользования и устранения препятствий в использовании указанных территорий. За подобные правонарушения предусмотрена ответственность имущественного и административного характера.

Согласно судебному решению, участок, который был незаконно захвачен, подлежит возврату для дальнейшего его пользования участниками товарищества, с возмещением «захватчиком» всех судебных расходов и ущерба, причиненного подобными действиями членам такого товарищества.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Градостроительный и земельный кодекс дают определения территорий и земель общего пользования. Так, согласно ГрК РФ, территорией общего пользования (ТОП) считаются места в населенных пунктах, предназначенные для общего пользования населением: парки, набережные, береговые полосы, скверы, улицы, дороги, проспекты, проезды, бульвары, тротуары (п. 12, ст. 1 Грк РФ). Соответственно землей общего пользования (ЗОП) считаются земельные участки, отведенные под перечисленные выше ТОП (п. 18 ст. 85 ЗК РФ). ЗОП входят в разнообразные территориальные зоны.

В статье рассмотрим:

  • Что входит в земли общего пользования СНТ?
  • Какова кадастровая стоимость земель общего пользования?
  • Нужно ли платить налог за ЗОП?
  • Что происходит при самовольном захвате ЗОП?
Читайте также:  Откуда берется кадастровая стоимость недвижимости

Земля общего пользования: налоги, межевание, самовольный захват

Для граждан вопрос использования ЗОП сопряжен:

  • с межеванием земельного участка;
  • необходимостью оплачивать налоги;
  • проблемой незаконно захваченных ЗОП.

Земли общего пользования в СНТ

Земли общего пользования СНТ (садоводческих некоммерческих товариществ) представляют из себя ЗУ, на которых расположены дороги, спортивные площадки, объекты инженерной инфраструктуры, газо- и водопроводы, электросети

Новая редакция ФЗ № 66 «О садоводческих некоммерческих товариществах», введенная в 2016 г., в поправке к ст. 1 расширила целевое назначение взносов членов СНТ: теперь они идут также на содержание общего имущества СНТ.

Межевание земель общего пользования

На межевом плане территории СНТ должны быть обозначены границы ЗОП. Если участки ещё не образованы:

  • проводятся геодезические работы;
  • устанавливаются межевые знаки;
  • вычерчивается схема расположения ЗУ;
  • ЗУ регистрируется в кадастре.

Межевание земель общего пользования необходимо:

  • для образования участков;
  • определение контуров ЗУ и их площади;
  • отделения смежных частных земельных участков от ЗОП;
  • оформление права собственности;
  • предотвращения самовольного захвата общих земель СНТ.

Налог на земли общего пользования СНТ

ФНС разъяснила особенности уплаты налога на ЗОП. Платить за ЗОП обязаны лица со следующими правами на землю:

  • собственности;
  • ПНВ (пожизненного наследуемого владения);
  • бессрочного пользования (ст. 388 НК РФ).

Важно! Земельный налог (ЗН) по типу является местным налогом. Налогообложению подлежат ЗУ, расположенные в границах муниципалитетов, а также таких городов фед. значения, как Москва, С-Петербург и Севастополь, где ЗН введен. Процентная ставка устанавливается в соответствии с Земельным Кодексом, либо на основании решений ОМСУ и органов власти г. Москвы, С-Петербурга, Севастополя, уполномоченных осуществлять действия в области землепользования.

Не могут облагаться налогом земли, доступ к которым ограничен:

  • лесного фонда;
  • выведенные из оборота или ограниченные в нем;
  • земли, на которых расположены объекты, имеющие большое культурное историческое значение;
  • прилегающие к водным объектам, являющимся государственной собственностью (ст. 389 НК РФ).

Если земельный участок входит в ПИФ (паевой инвестиционный фонд), то налог за него платит управляющая организация за счёт средств данного фонда.

Кто не освобожден от налога

Освобождены от уплаты налога физические и юридические лица:

  • владеющие земельными участками по праву безвозмездного пользования;
  • арендующие землю.

Так, например, если СНТ арендует государственную или муниципальную территорию под ведение садоводства, то оплачивается не налог, а аренда земель. Товарищество включает арендную плату в членские взносы участников СНТ.

Порядок уплаты налога на ЗОП членами СНТ

ЗОП в СНТ представляет собой общую совместную собственность (ОСС) или общую долевую собств-сть (ОДС).

Налог на землю общего пользования СНТ уплачивается из членских взносов СНТ, если ЗОП приобретена товариществом за счет них.

Особенности налогообложения определены в ст. 392 НК РФ.

  • Доли каждого участника в общей совместной собственности признаются равными. Это значит, что налог для каждого члена СНТ за пользование землей, находящейся в ОСС, будет одинаков.
  • Если ЗОП находятся в общей долевой собственности (ОДС), налог исчисляется из налоговой базы, определяемой соразмерно доле каждого члена СНТ в праве ОДС.
  • При приобретении участником товарищества (либо несколькими участниками) недвижимых объектов, расположенных на совместных землях, налоговая база зависит от размера доли участника (участников) в праве общей собственности.

Внимание! Уплата налога за ЗОП отдельно каждым членом СНТ производится лишь в том случае, если в товариществе произведен раздел совместной собственности и в ЕГРН зарегистрированы права каждого участника ОСС. Если такого разделения не произошло, и земли общего пользования в СНТ оформлены на саму некоммерческую организацию, то оплачивать налоги как юридическое лицо обязано СНТ.

Также СНТ платит налог за ЗОП, приобретенные не за счет членских взносов, а при помощи средств спецфондов товарищества.

Расчет налога

В качестве налоговой базы берется кадастровая стоимость земли, которая пересчитывается оценщиками раз в 5 лет.

Размер кадастровой стоимости (КС), в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ ФЗ № 358 (от 7 июня 2016 г.), не должен быть выше рыночной.

  • Рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ как произведение средней рыночной цены 1 кв. м. земельного участка на его площадь.
  • Ставка по налогу на земельные участки в СНТ не должна превышать 0.3%.
  • Налог равен произведению налоговой ставки на кадастровую стоимость участка.

Пример

Доля собственности члена СНТ во владении ЗУ ЗОП составляет 1/20. Кадастровая стоимость ЗУ — 2 млн руб. Налоговая ставка, установленная местным ОМСУ — 0.3%. Налогоплательщик должен заплатить земельный налог на участок ЗОП в размере 2 000 000/20×0.3% = 300 руб.

Что влияет на величину кадастровой стоимости

На величину КС может оказывать влияние:

  • регион, в котором расположен ЗУ;
  • близость к населенным пунктам;
  • наличие объектов инфраструктуры и коммуникаций;
  • категория земли и ВРИ ЗУ;
  • застроенность участка зданиями и сооружениями, в том числе и недостроенными.

Налогоплательщикам часто приходят платежные уведомления из ИФНС с завышенной кадастровой стоимостью и соответственно высоким земельным налогом. Если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец ЗУ имеют право оспорить её величину в судебном порядке. В подавляющем большинстве случаев иски землевладельцев о приведении КС в соответствие с рыночной стоимостью выигрываются в суде.

Как узнать кадастровую стоимость ЗУ

Кадастровая стоимость земли общего пользования — это информация находящаяся в открытом доступе в государственном кадастре. Узнать ее можно:

  • заказав выписку из ЕГРН;
  • через МФЦ;
  • сайт Госуслуги;
  • на сайте Росреестра;
  • на кадастровой карте.

Можно ли оформить земли общего пользования СНТ в собственность

С первого января законом ФЗ № 217 разрешено предоставлять ЗОП, принадлежащие государству и МО, в ОДС владельцам садовых земельных участков в СНТ.

  • Отдельная регистрация долей членов СНТ в ОДС не проводится.
  • Продать право в доле общей собственности нельзя без продажи принадлежащего собственнику земельного участка.
  • Преимущественное право покупки этой доли у остальных членов СНТ
  • Продажа земли общего пользования возможна только после ликвидации СНТ, либо после его реорганизации в сообщество другого типа. При этом у членов товарищества возникает право на получение своей доли в ЗОП.

Даже если члены товарищества улучшают за свой счёт общее имущество СНТ, они не могут распоряжаться им как своей индивидуальной собственностью.

Пример

Несколько членов СНТ отремонтировали дорогу за свой счёт. После этого они решили оформить ее в общую долевую собственность, зарегистрировав каждую долю в росреестре. Однако в этом им было отказано на том основании, что улучшение дороги отдельными участниками не выводит ее из-под юрисдикции земли общего пользования принадлежащий всему СНТ.

Захват земель общего пользования

Большинство садоводов получили свои участки уже давно. Межевание ЗОП и частных участков во многих СНТ не проводилось. Распространённые проблемы СНТ:

  • самовольные захваты ЗОП;
  • пересечение границ частных ЗУ и находящихся в общей собственности;
  • соседские конфликты;
  • судебные тяжбы между руководством и СНТ его членами.

СНТ имеет право оспорить в суде захваченный участок общего пользования и потребовать у владельца, нарушившего границы восстановить прежнее состояние ЗУ путем сноса за свой счёт возведенных на нём построек и сооружений (ст. 60, 62, 76 ЗК РФ).

Статус земли общего пользования в СНТ не означает, что каждый садовод может распоряжаться ею как ему вздумается, несмотря на причитающуюся ему долю в общей собственности.

Ссылка на основную публикацию
Реорганизация казенного учреждения путем присоединения пошаговая инструкция
Статьи по теме Реорганизация учреждений государственного и муниципального сектора является распространенным явлением. Чаще всего это связано с изменением типа организации...
Расчет ежемесячных процентов по договору займа
Онлайн-калькулятор пригоден для расчёта процентов по договору займа (ст. 809 ГК РФ) или коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ). Он...
Расчет дополнительного отпуска при увольнении
Увольняющемуся сотруднику полагается денежная компенсация неиспользованного отпуска. Причем компенсация выплачивается за отпуска, накопленные за весь период работы у конкретного работодателя....
Реорганизация оао в форме выделения
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации;...
Adblock detector