Реорганизация казенного учреждения в автономное

Реорганизация казенного учреждения в автономное

Статья 18. Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких автономных учреждений;

2) присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

3) разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

4) выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

3. Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника.

4. Автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ в часть 5 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ установлено, что автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 г. не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 г. на основании статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ без принятия дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 6

6. При изменении типа автономного учреждения это учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.

Новости Статьи Консультация Законодательство ПО Книги Юмор Поездки Знакомства

Темы новостей

Долги

ИНН

Касса

Компенсации

Налоговый кодекс

НДФЛ

Оплата труда

Отчетность

Проверки

Расходы

РОССТАТ

ФНС

все темы

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Реорганизация государственных и муниципальных учреждений – довольно распространенная практика. Формы реорганизации АУ установлены ГК РФ, Федеральным Законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ, а в отношении федеральных автономных учреждений – еще и Порядком № 539, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539. Рассмотрим эти формы.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 174-ФЗ реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких АУ;

2) присоединения к АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

3) разделения АУ на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

Читайте также:  Закон о запрете написания студенческих работ

4) выделения из АУ одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника (ч. 3 ст. 18 Закона № 174-ФЗ). Отметим, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено в отношении АУ.

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. В первом случае от реорганизуемого учреждения к правопреемнику переходят все права и обязанности в их совокупности. Во втором случае переходит только часть прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации автономного учреждения

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

При слиянии учреждений права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему учреждению

При присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного учреждения

При разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим учреждениям на основании передаточного акта*

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения на основании передаточного акта

* Передаточный акт – документ, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты составления передаточного акта (ст. 59 ГК РФ).

Пункты 9 и 10 Порядка № 539 предусматривают участие в реорганизации учреждений разного типа. В частности, формами реорганизации выступают разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, и присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному.

Практика реорганизации учреждений разного типа существует также на региональном и местном уровнях. Приведем несколько примеров:

Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»;

Постановлением Администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 утверждена реорганизация муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки»;

Распоряжением Правительства Саратовской области от 20.05.2016 № 74-Пр государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Марксовский электротехнический колледж» реорганизовано путем присоединения к нему государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Марксовский агротехнический лицей».

Есть и случаи реорганизации с участием юридических лиц другой формы собственности. Например, муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» было присоединено к межмуниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (город Курган). При этом реорганизация АУ в хозяйственное общество действующим законодательством не предусмотрена (см. Постановление ФАС СКО от 27.12.2011 по делу № А22-578/2011).

По решению учредителя автономного учреждения посредством изменения его типа может быть создано бюджетное или казенное учреждение (ч. 5 ст. 18 Закона № 174-ФЗ). Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях со­здания автономного учреждения, а также существующего АУ в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом № 174-ФЗ. При этом не требуется переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.

Таким образом, в отношении АУ возможны четыре формы реорганизации – слияние, присоединение, разделение и выделение. Не относится к реорганизации изменение типа учреждения с автономного на бюджетное или казенное.

Статьи по теме

Реорганизация учреждений государственного и муниципального сектора является распространенным явлением. Чаще всего это связано с изменением типа организации или объединением в одну нескольких организаций.

Читайте также:  Порядок проведения орм проверочная закупка

Реорганизация может решить такие вопросы, как наличие необоснованно большого количества филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов.

Что такое реорганизация учреждения и сроки проведения

Реорганизация учреждения представляет собой процедуру прекращения одной формы собственности и создание новой, которая влечет за собой возникновение правопреемственности.

Бывают различные формы и виды реорганизации, в результате которых учреждение одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а начинает работать новая организация или несколько организаций. Исключением является только процедура выделения, при которой из одного учреждения образуется несколько, при этом «старое» юридическое лицо не перестает существовать.

Документы для государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, должны быть представлены в регистрирующие органы в течение 3 месяцев после принятия соответствующего решения.

Виды реорганизации

Согласно законодательству РФ выделяется 5 видов реорганизации учреждения:

  1. Слияние, при котором несколько организаций преобразуются в новую организацию.
  2. Присоединение, при котором организация присоединяется к другой организации и перестает существовать как хозяйственный субъект.
  3. Разделение, при котором организация делится на несколько организаций.
  4. Выделение, при котором из организации выделяются одна или несколько организаций.
  5. Преобразование, при котором изменяется хозяйственно-правовая форма организации. «Старая» организация перестает существовать.

Правовая нормативная база

Правовое регулирование реорганизации учреждения производится положениями ГК РФ и различными нормативными актами:

Ряд федеральных законов рассматривают вопросы по созданию новых юрлиц, принятию решений о преобразовании в учреждении:

  • № 161-ФЗ от 14.11.2002, касающийся государственных и муниципальных учреждений.

Частные вопросы, которые могут возникнуть в процессе реорганизации, могут быть решены такими федеральными законами:

При реорганизации образовательного или медицинского учреждения могут быть дополнительные правовые акты.

Общий порядок реорганизации

При реорганизации учреждения решение о ее проведении принимается Правительством РФ.

В течение последующих 3 рабочих дней организация о принятом решении обязана уведомить:

  • Налоговую инспекцию по месту нахождения организации;
  • Внебюджетные фонды;
  • Кредиторов.

Реорганизуемая организация должна дважды в течение месяца опубликовать сообщение о намечаемом изменении формы собственности в печатном издании, которое предназначено для этих целей.

Поскольку в процессе реорганизации учреждения могут быть изменены существенные условия трудового договора, то за два месяца до таких изменений необходимо уведомить об этом всех работников. Уведомление составляется в произвольной форме и вручается лично сотруднику под роспись. Все документы реорганизованного учреждения нужно хранить в общем порядке.

Список всех отчетов и бланков, которые необходимо обязательно сдать при реорганизации бюджетного или автономного учреждения смотрите в таблице, казенного в списке. Эксперты Системы Госфинансы подготовили рекомендации по заполнению каждой формы и готовые образцы.

Особенности реорганизации путем присоединения

Реорганизация путем присоединения означает, что юридическое лицо или лица присоединяются к третьему юридическому лицу и передают ему все права и обязанности. Сами реорганизуемые юридические лица ликвидируются. При присоединении также необходимо уведомить органы контроля, фонды, кредиторов и персонал.

Реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения производится в том же порядке, как и в других случаях, и оправдана в целях:

  • Укрупнения одного подразделения;
  • Ликвидации других организаций путем вливания в более крупную структуру.

Пошаговая инструкция реорганизации казенного учреждения путем присоединения включает стандартные этапы:

  • Принятие Правительством РФ решения;
  • Рассылка уведомлений;
  • Составление передаточного акта;
  • Перерегистрация.

Передаточный акт закрепляет правопреемственность третьего юридического лица. Он представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых учреждений, где факт передачи отражен бухгалтерскими проводками.

Документы, на которые бухгалтеры зря тратят время, смотрите в статье журнала Учет в учреждении.

Особенности реорганизации путем выделения

Одной из форм реорганизации является выделение организации из уже существующей. При этом вновь созданной организации передается часть активов, прав и обязанностей, а сама реорганизуемая компания не прекращает свою деятельность.

Часто такую реорганизацию проводят для того, чтобы избежать банкротства или ликвидации всего учреждения. Но при этом нужно учитывать ряд особенностей.

К вновь созданным организациям права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в соответствии с передаточным актом. В роли этого документа в данной процедуре выступает разделительный баланс, с помощью которого между выделяемыми и реорганизуемыми организациями разделяют активы, обязанности, финансы, права.

Читайте также:  Обязан ли работодатель проверять регистрацию иностранного гражданина

Реорганизация бюджетного учреждения путем выделения может усложняться тем, что часто возникают проблемы раздела имущества и разделения кредиторской задолженности.

По налоговым обязательствам правопреемство при выделении не возникает. Но если в результате выделения одного или нескольких организаций юридическое лицо не сможет в полном объеме уплачивать налоги, то налоговые органы вправе подать в суд иск о солидарной ответственности по исполнению обязанностей, касающихся перечисления налогов.

Особенности реорганизации путем преобразования

Преобразование – это процесс реорганизации, при котором у юридического лица меняется организационно-правовая норма (например, реорганизация бюджетного учреждения в казенное), но права и обязанности остаются прежними. В итоге преобразования реорганизуемая организация прекращает свою деятельность, и создается новое юридическое лицо, меняются учредительные документы.

Отличительной особенностью этой формы реорганизации является то, что этот процесс начинает одно юридическое лицо, а заканчивает совершенно другое, вновь созданное. Важно после преобразования правильно заполнить и сдать отчетность. Например, при реорганизации из бюджетного в казенное учреждение в середине года, учреждение сдает в конце года бюджетную отчетность.

Особенности реорганизации путем слияния

Слиянием согласно законодательству признается создание нового юридического лица из нескольких реорганизуемых организаций. Новое юридическое лицо получает все права и обязанности прежних организаций, которые после слияния прекращают свою деятельность.

Когда производится реорганизация бюджетного учреждения путем слияния, то пошаговая инструкция аналогична процессам, которые осуществляются при других формах реорганизации. Меняются только некоторые детали, а именно:

  • Передаточный баланс формируется на уровне всех соединяемых в единую структуру предприятий;
  • В результате слияния «старые» организации ликвидируются, а созданное юридическое лицо проходит регистрацию, заносится в ЕГРЮЛ.

За что коллеги не любят бухгалтеров? Читайте в статье журнала Казенные учреждения.

Трудовые отношения при реорганизации

В процессе слияния, преобразования, выделения, а также реорганизации бюджетного учреждения путем присоединения, кадровые вопросы решаются на основе трудового законодательства РФ. Работодатель в этих случаях должен действовать согласно ст.75 ТК РФ. Любая реорганизация учреждения государственного или муниципального типа не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.

Работодатель не обязан ставить в известность работников о том, что намечается или уже проведена реорганизация юридического лица. Все сотрудники реорганизуемой организации должны быть переоформлены в «новом» учреждении.

Трудовой договор может быть прекращен, если работник сам отказывается продолжать работу по причине произошедшей реорганизации. В этом случае уволить работника может только «старый» работодатель. Отказ должен быть оформлен в письменной форме с указанием причины: «в связи с проведенной реорганизацией».

Новое юридическое лицо должно допустить работника до работы на прежних условиях трудового договора. Если на предприятии, созданном после реорганизации, изменяется штатное расписание и работодатель инициирует сокращение численности или штата, то работник должен быть проинформирован о прекращении трудового договора не менее, чем за 2 месяца до увольнения. Работодатель должен предложить такому работнику имеющиеся вакансии, которые соответствуют его квалификации и состоянию здоровья. Если человек отказывается от предложенных вакансий, тогда его увольняют с соблюдением всех требований законодательства.

Последствия реорганизации

Реорганизация может быть осуществлена только юридическими лицами. При реорганизации предприятия и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ ранее действующие юридические лица прекращают свою деятельность. Это касается всех форм реорганизации, кроме выделения, при котором «старое» юридическое лицо продолжает свою работу.

Правовые последствия реорганизации выражаются в правопреемстве, когда права и обязанности переходят от одного юридического лица к другому. В зависимости от формы реорганизации права и обязанности не всегда передаются в полном объеме. Они могут быть переданы частично, что осуществляется на основании соглашения. В результате реорганизации предприятие получает новое название, ИНН.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Ссылка на основную публикацию
Расчет ежемесячных процентов по договору займа
Онлайн-калькулятор пригоден для расчёта процентов по договору займа (ст. 809 ГК РФ) или коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ). Он...
Разрешение на кальянную деятельность
Аналитический обзор юриста Чтобы открыть кальянную по закону, необходимо не только получить разрешение собственника помещения на курение, но и создать...
Разрешение на мобильный телефон
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права...
Расчет дополнительного отпуска при увольнении
Увольняющемуся сотруднику полагается денежная компенсация неиспользованного отпуска. Причем компенсация выплачивается за отпуска, накопленные за весь период работы у конкретного работодателя....
Adblock detector