Кто вправе созвать сход граждан

Кто вправе созвать сход граждан

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ наименование статьи 25 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ в часть 1 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой муниципального образования.

Информация об изменениях:

Статья 25 дополнена частью 3.1 с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

3.1. Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ в часть 4 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.

5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Важным институтом прямой муниципальной демократии является сход граждан. В том виде, в каком он фигурирует в действующем законодательстве, сход представляет собой сравнительно новое явление, поскольку он принципиально отличается от собраний членов муниципального сообщества своей материально-правовой природой и процессуальными формами организации и деятельности. Как следует из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Читайте также:  Реестр должностных инструкций образец

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Вместе с тем, ст. 25.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует порядок «сходов граждан» отличных по своей юридической природе от таких же «сходов», регулирование которых осуществляется ст. 25 этого же Федерального закона (т.е. сходов граждан, осуществляющих полномочия представительного органа муниципального образования). Согласно положениям ст. 25.1, сход граждан может проводиться: 1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района); 2) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения; 3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий; 4) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан; 5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; 6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, предусмотренный настоящей статьей, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Очевидно, что такой правовой базы для организации и проведения сходов граждан явно недостаточно. Учитывая это, в Законе указывается, что формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем схода граждан, подлежат регулированию уставом муниципального образования. В развитие положений данного документа, сход граждан вправе принять локальный нормативный акт, который более подробно регламентирует процедуры его деятельности.

Читайте также:  Прожиточный минимум в нижегородской области в 2019

Разработка соответствующей нормативной документации возлагается на должностных лиц поселения, которые не всегда обладают необходимой юридической квалификацией и нередко испытывают затруднения в области нормотворческой деятельности. На помощь им приходят подготовленные учеными модельные нормативные правовые акты, а также их методические рекомендации.

Эффективность проведения схода во многом зависит от правильной формулировки проекта повестки дня и его заблаговременного обнародования. Явка гражданина на сход обусловлена не только сознательностью и абстрактной заинтересованностью в разрешении публично-значимых дел, но и теми конкретными вопросами, которые подлежат будущему обсуждению и решению.

Закон содержит диспозитивную норму по поводу лица, председательствующего на сходе граждан. По общему правилу председательствующим является глава муниципального образования, однако сход граждан может определить и любое другое лицо из своего состава. На председательствующего возлагаются функции по ведению заседания, которые включают в себя проверку необходимого кворума, открытие заседания, утверждение повестки дня и регламента заседания, движение по утвержденной повестке и закрытие заседания. По каждому вопросу повестки необходимо предоставление слова докладчику, открытие и завершение вопросов в его адрес, открытие и завершение прений, постановка проекта решения на голосование. Игнорирование подобных процедур, как показывает практика, приводит к хаотичному проведению сходов, что вызывает ощутимое недовольство даже тех участников, которые особенно противятся данному порядку.

Существенным недостатком механизма организации сходов граждан является отсутствие возможностей для предварительной проработки вопросов. В отличие от представительного органа, сходы не имеют комитетов и постоянных комиссий, которые могли бы заблаговременно обсудить выносимые на рассмотрение проблемы, высказать свои замечания и предложения, внести необходимые поправки. Это повышает риск, с одной стороны, формального обсуждения, поверхностного ознакомления с содержанием выносимых проектов, с другой – необоснованно отрицательного отношения к проекту, которое опирается на внешние, нередко популистские лозунги и приемы. Исправить положение дел может качественная подготовка проектов решений сходов граждан силами главы муниципального образования и его аппарата, активная разъяснительная работа, всемерное повышение культуры проведения сходов жителей муниципалитета.

Рассмотрение каждого вопроса повестки дня завершается голосованием, которое может быть простым открытым, открытым поименным и тайным. В силу того, что в сходе участвуют сами граждане, а не их представители, выглядит наиболее целесообразной простая открытая форма волеизъявления. Исключение составляют вопросы, которые связаны с избранием (назначением) на должности и освобождением от таких должностей. Их целесообразно решать посредством тайного голосования.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Сравните институты прямой и представительной демократии. Почему между ними существует давнее соперничество?

2. Согласны ли вы с тем, что отдельные консультативные формы прямой демократии могут переходить в категорию императивных и, наоборот, а объективных критериев для их разграничения не существует? Можете ли вы предложить свои собственные критерии для разграничения этих юридических категорий?

3. Каким образом право гарантирует и ограничивает прямую муниципальную демократию? Приведите примеры применительно к институтам референдума, выборов, отзыва и схода. По каким причинам объем правоограничений в сфере консультативной демократии меньше, чем в области императивного народовластия?

Читайте также:  Зачем нужен оценщик при покупке квартиры

4. Почему финансовые вопросы, как правило, не решаются путем местного референдума, в то время как сход граждан управомочен осуществлять подобные полномочия?

5. Сравните подходы к правовому регулированию федерального, регионального и местного референдумов. Обусловлены ли эти различия объективными причинами:

6. Распространяются ли нормы Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» на организацию и проведение местного референдума?

7. Дайте понятие местных выборов. Чем эти выборы отличаются от выборов в органы государственной власти?

8. Каковы материально-правовая природа и процессуальные формы организации и деятельности сходов граждан?

9. Во всех ли федеральных законах термин «сход граждан» применяется в том же значении, что и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Приведите примеры. Оцените правовые последствия данного явления.

10. Какие организационные и правовые проблемы порождает отказ от коллегиального представительства в муниципальных образованиях с численностью менее 100 человек?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Комментируемый Закон предусматривает (ч. 5 ст. 34) еще один случай проведения схода граждан — во вновь образованном на межселенной территории муниципальном образовании для определения структуры органов местного самоуправления. Проведение такого схода обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при налинии инициативы жителей вновь образованного муниципального образования о проведении схода. Таким образом, указанный сход по буквальному смыслу Закона не может совпадать со сходом, на котором выдвигается инициатива создания вновь образованного поселения (п. 5 ч. 1 ст. 25 1 данного Закона). Поскольку на момент выдвижения инициативы еще не создано вновь образованное поселение, не может определяться структура его органов. Однако представляется, что сход, выдвинувший инициативу создания поселения, вправе одновременно выдвинуть инициативу о проведении повторного схода по вопросу определения структуры органов местного самоуправления после принятия законодателем субъекта РФ решения о создании поселения.

2. Являются универсальными правила о том, что сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей соответствующей территории, обладающих избирательным правом; решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников схода. Эти правила не зависят от того, осуществляет ли сход полномочия представительного органа поселения, имеет ли территория его проведения статус муниципального образования. Основанием для включения гражданина РФ в список лиц, имеющих право на участие в сходе, являются факты его регистрации по месту жительства на территории проведения схода (поселения, населенного пункта) и наличия у него активного избирательного права.

Ссылка на основную публикацию
Контур доверенность на уполномоченного представителя
Если организация представляет отчетность через уполномоченного представителя (то есть сертификат для подписи отчетности выдан не на руководителя организации), то следует...
Компания юта отзывы сотрудников
Плюсы: Хороший коллектив, стабильная рыночная зарплата, возможности для роста. Получил огромный опыт работы, который думаю мне пригодиться. Установлены прекрасные отношения...
Компенсации по соут таблица
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения...
Контроль фонда капитального ремонта
Контроль за деятельностью регионального оператора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» В соответствии со...
Adblock detector