Электронный птс когда введут в россии

Электронный птс когда введут в россии

loriklaszlo / Depositphotos.com

Установлено, что паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства), оформленный и выданный до 1 ноября 2019 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. № 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее – Постановление № 477) (то есть на бланке), является действительным до момента оформления в отношении этого транспортного средства на основании заявления его собственника электронного ПТС (электронного паспорта шасси транспортного средства) взамен указанного ПТС (паспорта шасси транспортного средства).

Напомним, что с 1 ноября 2019 года паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств) будут оформляться только в электронном виде. Выдача паспортов на бумажном носителе будет прекращена (подп. "а" п. 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122).

BumbleBee: «Не водитель выбирает машину, а машина водителя. Между ними образуется мистическая связь. Можешь мне не верить, но я говорю правду…»

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

Читайте также:  Банкротство по заявлению налогового органа

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!
Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Читайте также:  Прямые наследники после смерти мужа по закону

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Читайте также:  Индексация заработной платы военнослужащим

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».
(Игорь Владимирский)
Как получить электронный паспорт транспортного средства?

Переходный период ввода электронных паспортов транспортных средств продлен до 1 ноября 2019 года. Это означает, что наряду с оформлением электронных паспортов по-прежнему будут выдаваться и бумажные. Такое решение было принято на коллегии Евразийской экономической комиссии. То есть, оно распространяется на все страны ЕАЭС. Впрочем, российских автомобилистов это решение не затронет, пишет "Российская газета".

Учитывая высокую степень готовности, начало применения электронных паспортов транспортных средств в России ожидается в соответствии с ранее намеченными сроками — с июля 2018 года, сообщили в АО "Электронный паспорт". При этом, по данным этой организации, оформление первых электронных паспортов некоторыми изготовителями автомобилей планируется уже в июне.

За переходный период производители активно участвовали в тестировании системы. В общей сложности за время переходного периода более чем 100 организаций, выпускающих в обращение около 97% от всех производимых в Российской Федерации транспортных средств, оформили в тестовом режиме более 18 тысяч электронных паспортов. В единый реестр организаций-изготовителей, уполномоченных на оформление электронных паспортов, включены 292 организации.

На днях достигнута принципиальная договоренность о механизме обмена информацией между Российским союзом автостраховщиков и АО "Электронный паспорт", что позволит страховщикам получать информацию для оформления полисов ОСАГО на автомобили с электронным паспортом.

Есть только одна проблема: предоставление персональных данных автовладельца в электронный ПТС дело добровольное. Но планируется, что в законодательство будут внесены соответствующие поправки. Предполагается, что последний необходимый нормативный акт — приказ МВД об изменениях в порядке регистрации транспортных средств — будет принят в июне.
Таким образом, системы электронных паспортов в Российской Федерации готовы к работе, и уже в ближайшее время предполагается начать оформление юридически значимых электронных ПТС, выпускаемых в обращение, с последующей их регистрацией в ГИБДД, утверждают в АО "Электронный паспорт".

Напомним, что электронный паспорт, в отличие от бумажного, будет содержать помимо идентификационных данных автомобиля еще и его технические данные, пробег, информацию о внесении изменений в конструкцию. В него добавят также и прохождение техосмотра, данные о страховании. Планируется, что в нем будет копиться вся история автомобиля. Так что, приобретая подержанный автомобиль, покупатель сможет быть уверенным, что берет не кота в мешке. Ведь он покупает машину с историей.

Есть еще проблема с ввозимыми в частном порядке автомобилями, ведь пока неясно, где на них можно получить электронный ПТС. Планируется, что такие автомобили будут оформлять испытательные лаборатории после получения соответствующих полномочий в Минпромторге. Также любой желающий сможет получить электронный ПТС вместо бумажного у операторов техосмотра. Но пока эти организации еще не включены Минпромторгом в реестр уполномоченных организаций — они только подают заявки. Как утверждают в АО "Электронный паспорт", заинтересованные операторы и испытательные лаборатории смогут быть готовы к работе в системе к 1 июля.

Напомним, что обязательной замены бумажных паспортов на электронные не будет. Это сугубо личное желание автовладельца. К тому же планируется, что наряду с электронными паспортами будут выдаваться и бумажные. Также при утрате бумажного ПТС автовладелец сможет получить в ГИБДД его бумажный дубликат. А электронный паспорт потерять невозможно.

Автор: Александр Чупров по материалам Российская Газета , источник: АВТОСТАТ

Ссылка на основную публикацию
Что нужно чтобы служить в фсб
Погранвойска России не входят в состав Вооруженных Сил, они относятся к ведомству федеральной безопасности, то есть ФСБ. Эта подчиненность вызвана...
Ходатайство о соединении уголовных дел
1. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в...
Ходатайство об устранении недостатков в исковом заявлении
Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при...
Что нужно чтобы сделать временную регистрацию ребенку
Временная регистрация ребенка по месту пребывания имеет большое значение для полноценной жизни семьи. Она дает несовершеннолетнему законное право пользоваться всеми...
Adblock detector