Фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан

Фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к статье 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учет является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учета предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" .

СЗ РФ. 2006. N 30. ст. 3285.

СЗ РФ. 2007. N 5. ст. 653.

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учет, и желает ее совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учета.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учет, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Читайте также:  Состояние индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Дата размещения статьи: 16.02.2017

В практической деятельности дознавателей органов внутренних дел с введением в Уголовный кодекс РФ ст. 322.3 ("Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации") возникают проблемы с определением места окончания преступления и места производства дознания.
———————————
Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 51. Ст. 6696.

Для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания принимающая сторона вправе направить уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в орган миграционного учета почтовым отправлением (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2015) ).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 30. Ст. 3285.

В свою очередь, Федеральная миграционная служба через свои территориальные органы осуществляет учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания , при этом непосредственно постановка иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2015)).
———————————
Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (ред. от 31.10.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 30. Ст. 4276. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" функции и полномочия ФМС России переданы МВД России.

Направление таких уведомлений о прибытии почтовым отправлением является самым распространенным способом их представления в орган миграционного учета. При этом объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, образуют действия по фиктивной постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства.
Так, Я., являясь гражданином РФ, действуя в нарушение требований ч. 1 ст. 21, подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", умышленно, из корыстных побуждений организовал фиктивную постановку на учет в Российской Федерации иностранных граждан — граждан Республики Узбекистан. а именно. способом почтового отправления представил в орган миграционного учета — территориальный пункт в р.п. Кольцово ОУФМС России по Новосибирской области в Новосибирском районе бланки уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания с заведомо недостоверными сведениями о прибытии указанных иностранных граждан в место пребывания по адрес. без намерения предоставлять им указанное жилое помещение для пребывания. В результате чего на основании представленных Я. заведомо ложных сведений орган миграционного учета незаконно поставил на миграционный учет иностранных граждан .
———————————
Из материалов уголовного дела N 497753, возбужденного 11.06.2014 в МО МВД России на ВО и РО Новосибирской области.

Возникающие проблемы с определением места окончания данного преступления, а следовательно, и места производства дознания связаны прежде всего с тем, что место нахождения почтового отделения, откуда отправлялись уведомления о прибытии, и место расположения "адреса постановки на учет" находятся в разных районах города (регионах).
Уголовное дело не может считаться раскрытым, если, например, не установлены место и время совершения преступления (хотя они применительно к конкретному составу могут и не иметь значения для квалификации). Поэтому все признаки объективной стороны преступления независимо от своей обязательности или факультативности в уголовно-правовом смысле входят в предмет доказывания по любому уголовному делу .
———————————
Словарь по уголовному праву / Отв. ред. проф. А.В. Наумов. М.: БЕК, 1997. С. 310, 311.

Так, местом окончания данного преступления в одних случаях правоприменители считают место совершения последних активных действий лица, выступившего в качестве принимающей стороны, при отсутствии у него намерения фактически предоставлять иностранному гражданину или лицу без гражданства место жительства для проживания в нем, а именно по территории расположения почтового отделения, откуда было направлено уведомление о прибытии; в других — место нахождения (территориального расположения) органа миграционного учета (ФМС России), в который было направлено уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства.
Проблема в данном случае вполне закономерна, так как возникает вопрос, с какого момента данное преступление будет являться оконченным и, соответственно, каково место его окончания: либо с момента направления лицом (принимающей стороной) уведомления о прибытии; иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в орган миграционного учета почтовым отправлением, либо с момента постановки иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания органом миграционного учета.
Как следует из научно-практического комментария к ст. 152 УПК РФ , при невозможности точно определить место совершения преступления предварительное расследование (до момента окончательного выявления данного места) производится в месте обнаружения преступления или наступления последствий его совершения.
———————————
Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 278.

Читайте также:  Прописка в несуществующем доме

По общему правилу территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом совершения общественно опасного деяния независимо от наступивших общественно опасных последствий. Исходя из складывающейся судебной практики местом предварительного расследования является место совершения преступления, под которым следует понимать окончание всех преступных действий независимо от того, где наступили общественно опасные последствия .
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 21 марта 2001 г. N 103п2001пр.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 152 УПК РФ, предварительное расследование должно производиться по месту, где было совершено деяние, содержащее признаки преступления.
Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 152 УПК РФ, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, уголовное дело должно расследоваться по месту окончания преступления.
Таким образом, в положениях, регулирующих территориальную подследственность уголовных дел, законодатель установил формальный критерий ее определения, а именно место окончания преступления.
В этой связи совершенно верно делает вывод Ю.А. Тимошенко о том, что решение указанного вопроса зависит от конструкции состава преступления — является он формальным, материальным или усеченным. То есть в одних случаях преступление признается оконченным, когда совершено общественно опасное деяние (формальный состав), в других — при наступлении последствий (материальный состав), либо момент окончания преступления перенесен на начало совершения действий (усеченный состав) .
———————————
Тимошенко Ю.А. Место совершения преступления: уголовно-правовой и процессуальный аспекты // Законность. 2015. N 7. С. 37 — 39.

Исходя из объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст. 322.3 УК РФ, формальный (для наличия оконченного состава преступления в данном случае достаточно совершения действий). В этой связи данное преступление будет считаться оконченным непосредственно с момента фиктивной постановки территориальным органом миграционного учета иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, а не с момента направления лицом (принимающей стороной) уведомления о прибытии в почтовом отделении.
———————————
См., например: Уголовное право России: части Общая и Особенная: Учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.

Таким образом, дознание по преступлению, предусмотренному ст. 322.3 УК РФ, должно производиться по месту нахождения территориального органа миграционного учета и, соответственно, по месту расположения адреса, по которому была произведена фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
Но возможна ситуация, при которой место нахождения территориального органа миграционного учета и место расположения адреса, по которому была произведена фиктивная постановка на учет, не совпадают. В данном случае при определении места производства дознания следует руководствоваться положением ч. 4 ст. 152 УПК РФ, в соответствии с которым предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков, что, в свою очередь, согласуется с положениями ст. 6.1 "Разумный срок уголовного судопроизводства" УПК РФ и процессуальной экономией сил и средств.

Литература

1. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; науч. ред. В.П. Божьев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 278.
2. Словарь по уголовному праву / Отв. ред. проф. А.В. Наумов. М.: БЕК, 1997. С. 310, 311.
3. Тимошенко Ю.А. Место совершения преступления: уголовно-правовой и процессуальный аспекты // Законность. 2015. N 7. С. 37 — 39.
4. Уголовное право России: части Общая и Особенная: Учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.

Читайте также:  Льготы многодетным в новосибирске

Ответственность принимающей стороны за нарушения миграционного законодательства при постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, либо за неисполнение данной обязанности

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Статья 322.3 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ссылка на основную публикацию
Узнать кадастровую стоимость жилья по адресу бесплатно
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Существенные условия договора поставки по 44 фз
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует,...
Сфера деятельности агентства недвижимости
Объектом исследования является ООО Агенство недвижимости «Бизнес и право». Это агентство основано 17 января 2001 года с целью оказания широкого...
Узнать кадастровую стоимость квартиры в 2018 году
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Adblock detector