Что значит коррекционный класс

Что значит коррекционный класс

Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.

Если ребенку скоро в школу…

О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. Ребенок, отстающий в развитии, обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш. Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— умственную отсталость;
— ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Перевод в обычный класс

У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.

Режим труда и отдыха

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.

Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.

Плюсы специализированного обучения

Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.

Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.

С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.

Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Градация коррекционных классов

Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:

— I – для слабослышащих и глухих детей;
— II — для глухонемых;
— III и IV – для слепых и слабовидящих;
— V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;
— VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;
— VII – для детей с ЗПР и СДВГ;
— VIII – для умственно отсталых.

Специальные классы I и II вида

Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.

Специальные классы III и IV вида

Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.

Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.

Читайте также:  Доверенность удостоверенная главным врачом

Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.

Специальные классы V вида

Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.

Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы VI вида

В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

С 2006 года дети с особыми образовательными потребностями обучаются в условиях обычных средних школ. Правильно ли это — непростой и спорный вопрос. С одной стороны, дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть «лишними» в обществе. С другой — смогут ли школы создать необходимые условия для особых детей? Ведь объективно мы понимаем, что даже за десять лет нереально оборудовать все школы должным образом. К тому же, есть и еще одна проблема — отношение здоровых детей и их родителей к другим, «не таким, как все».

В начале двухтысячных годов появился другой «перекос»: коррекционные классы закрывали, а вот специализированной помощи дети, в ней нуждающиеся, должным образом не получали. Сейчас ситуация меняется. И коррекционные классы в школах теперь, скорее, нередкость. Если раньше родителям даже было стыдно говорить, что их ребенок учится в таком классе, то теперь на сайтах хабаровских родителей мамы смело обсуждают такое обучение, школы и условия в них.

Тем не менее о равных возможностях в образовании говорят давно. А право на это закрепил новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас, когда родители определяются со школой, где будут учиться их вчерашние детсадовцы, мамы и папы решают разные вопросы. Там, где есть дети с проблемами — смогут ли наши дети учиться в обычных школах хорошо?

На трудную тему мы поговорили с директором хабаровской школы № 47 Еленой Бабенцевой, где как раз успешно работают коррекционные классы.

— Елена Александровна, вы в системе коррекционного обучения работаете давно, руководили специализированным учебным заведением. Сейчас возглавляемая вами школа тоже не совсем обычная…

— Действительно, наша школа инклюзивная. Дети с особыми образовательными потребностями обучаются под одной крышей, но в разных классах. Для них созданы все необходимые условия. Не нужно бояться школ, где есть коррекционное обучение! Во-первых, здесь очень много специалистов, которые могут помочь и детям без каких-либо заболеваний, ведь случается всякое. А с детками, которым нужна специальная педагогическая помощь, целенаправленно работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, другие узкие специалисты, есть сенсорная комната.

В отличие от специализированных школ, эти дети не изолированы, с ними общаются обычные дети во время проведения различных мероприятий и праздников.

Никогда еще не было ни одного конфликта в школе, ни одного притеснения ребенка. Сейчас мы не говорим «инвалиды», а именно «дети с особыми образовательными потребностями», ведь ребята — разные, у кого-то проблемы опорно-двигательного аппарата, а у кого-то — задержка в психическом развитии, у кого-то проблемы со слухом, зрением.

— Буквально не так давно на городской конференции врачи обсуждали здоровье детей. Приводились страшные цифры о проблемах маленьких хабаровчан. Действительно ли это так?

— К сожалению, проблемы со здоровьем у детей действительно есть. Сейчас большое количество детей приходит с дымной патологией, мы их называем «дымные» дети — мамы во время беременности находились в городе и дышали высокой концентрацией вредных веществ в воздухе.

К сожалению, часто проблемы вскрываются именно тогда, когда ребенок приходит в школу, ведь обучение — это немаленькая нагрузка. Но если вдруг родители видят какие-то тревожные сигналы, например, педагоги говорят, что в этом возрасте ребенок должен уметь то и то, а ваш малыш не может, у него проблемы с памятью, усидичивостью, не нужно бояться идти к специалистам! Для начала к участковым педиатрам. А перед школой лучше поговорить с опытными педагогами. На базе школы № 47 работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая как раз выявляет подобные проблемы. И с каждым годом через комиссию действительно проходит все больше малышей и, увы, выявляется все больше проблемных ситуаций.

Читайте также:  Что проверяет счетная палата в школах

— А как родителю все-таки понять, что ребенка нужно вести на заседание этой комиссии?

— Если раньше убедить родителей было сложно (ведь мой ребенок всегда самый лучший!), то сейчас родители начинают понимать, что если сейчас вовремя не включиться в лечение, в обучение, то можно просто-напросто «потерять» ребенка. К специалистам направляют либо в детских садах, либо в детских поликлиниках, если видят какие-либо отклонения. Многие родители и сами сейчас «продвинутые», внимательно следят за детьми: что-то настораживает — задержка речи, задержка развития, например, старший ребенок это умел в этом же возрасте, а младший — нет, задаются вопросом почему? Также и педагог, который записывает ребенка в первый класс, может порекомендовать пройти такую процедуру. Не нужно бояться коррекционного класса, если ребенок попал туда, это не значит, что он обречен на неуспешность. Если проблемы, например развития, удалось решить, то школьник переводится в обычный класс.

— А как проходит обучение в специализированном классе?

— Малыш в подобном классе (мы их еще называем интегрированными, потому как родители все равно боятся слова «коррекционный») учится всему тому же, что и сверстники, он также ходит в кружки и секции, выступает на сцене, участвует во всех школьных делах. Но в одном помещении меньше детей, чем общеобразовательном классе, их 12, бывает по 13-14. Уделяется внимание каждому! Система, как и везде, — поурочная, занятие тоже стандартное по времени.

Единственное, что больше времени отводится на заполнение пробелов в знаниях. Дети учатся только в первую смену. Во вторую смену — группа продленного дня, коррекционные часы, когда с ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Занятия индивидуальные или групповые, все зависит от конкретного ребенка — для каждого выстраивается индивидуальная траектория развития. Конечно, специалисты работают с детьми бесплатно, это даже не оговаривается. Сейчас из-за подушевого финансирования не все школы могут позволить иметь узких специалистов, но мы стараемся максимально сохранить их в штате.

Обязательно повышенное внимание творческому развитию наших подопечных. Очень много прикладных кружков — так как необходимо развитие мелкой моторики рук (известно, что психическое развитие зависит от этого). Очень популярна бумагопластика, мы устраиваем выставки поделок наших детей, это очень красивые работы! Есть мастерская для девочек, для мальчиков, где дети осваивают навыки ручного труда, учатся шить и готовить.

— Тем не менее, имея диагноз, многие родители боятся вести в коррекционный класс. Им кажется, что учат слабее, что ребенок потом не поступит в вуз…

— Главное думать о психическом здоровье! Что важнее? Уровень образования или психического здоровья. В жизни такому ребенку будет трудно. К сожалению, в классе не все дети будут с пониманием относиться к особенном ребенку. Как бы нам, взрослым, это не нравилось, такова жизнь. И впоследствии за норму такой малыш принимает негативное отношение окружающих. Лучше быть успешным ребенком и закончить коррекционную школу, чем отмучиться одиннадцать лет в хорошей, по меркам родителей, гимназии. Тут папы и мамы должны удовлетворять не свои амбиции, а интересы ребенка. Никто не отменял дополнительное образование. Можно заниматься музыкой, английским, математикой индивидуально, по удобному графику. То, что ребенок присутствовал на уроке — знаний не добавляет.

И еще один аспект — не нужно перегружать ребенка опекой. Любого, в прицнипе. Относитесь к нему как к равному. Учите самостоятельности! У нас даже детки-аутисты умеют делать многое сами.

— А расскажите, как устраиваются особенные дети в жизни после школы?

— Для детей уровень образования даже не так важен, как важна социализация. Есть пример ребенка, который плохо писал и читал. Но если увидите его в обычной жизни, начнете с ним разговаривать, можно подумать, что опытный политик, настолько грамотно и хорошо поставлена речь.

Давайте понимать, что дети с отклонениями здоровья — это часто не запущенные дети, а действительно люди с заболеваниями, проблемами мозга, например. У этого парня пострадали те участки мозга, которые отвечают за чтение и письменную речь. Был ребенок, который замечательно считает, в уме может производить операции с числами вплоть до тысячи! А читать не может, у него патология центральной нервной системы. Это еще лет 15 назад учениками коррекционных классов и учреждений были дети с «социальной задержкой», то есть ими попросту не занимались в семье. Сейчас таких детей практически нет. Уровень образования у родителей вырос. К нам водят детей родители и с очень высоким социальным статусом, мамы не виноваты зачастую в болезнях своих детей. Семьи очень переживают, для них, конечно, умственная отсталость, инвалидность ребенка — трагедия. Но я всегда говорю так: вы никогда не сравнивайте своих детей ни с кем другим. Сравнивайте с ростом относительно его самого! Вчера не умел, а сегодня научился. Вот эта ваша заслуга и его достижение! С соседским ребенком не сравнивайте, он просто другой. И если честно, у нас столько замечательных детей, которым ставят диагнозы, они добрые, отзывчивые, терпеливые. А есть дети, которые считаются здоровыми, казалось бы, есть все для успешного обучения, но они забияки, ленятся… И неизвестно, какой ребенок в такой ситуации лучше! Многое зависит от воли и терпения родителей.

К тому же, в школе очень много внимания уделяется ручному труду, чтобы ребята после окончания школы могли учиться, получить профессию именно в этом направлении.

— Сейчас за каждой школой закреплен свой микрорайон, насколько реально попасть в коррекционный класс, если он действительно нужен?

— Школа всегда идет навстречу при наличии свободных мест. Вообще такие классы должны открываться в любом учреждении, это надо предусматривать и продумывать. И школы не каждый год могут открывать подобные классы — все зависит от потребности. К тому же, на микрорайонах коррекционные классы открываются по очереди.

Читайте также:  Отзыв из отпуска статья тк рф

— Мы говорили о том, что почти каждая школа должна быть готовой к особенным детям. Но по факту, не каждая. Может, я не права?

— Сейчас реализуется программа «Доступная среда», но пока, конечно, невозможно решить все задачи, которые она ставит. Ведь большинство зданий старой постройки, они просто не приспособлены ни под пандусы, ни под специальные туалеты… Сейчас новые здания и школы нужно строить уже адаптированными к специальным условиям. Но мое мнение таково, что каждая школа в этом не нуждается — все-таки лучше делать некие базовые школы, где будет все необходимое, нежели распределять по чуть-чуть возможности по абсолютно всем. Тем не менее работать с особенными детьми можно в любых условиях, мы это видим на примере нашей школы. Я имею в виду, что нужно вкладываться, прежде всего, в уровень подготовки педагогов, а не только в оборудование. Живое слово учителя ничто не заменит: ни интерактивная доска, ни сенсорная комната.

— А какие проблемы в школах с коррекционными классами?

— Да как у всех, в общем-то. У нас сейчас много тестирований, анкетирований. Мне, как директору, хочется походить по урокам коллег, но я просто физически не успею, иначе не успею заполнить все бумаги, одни нужно в обычном виде, другие в электронном, некоторые и так, и так…

Школа должна дышать! Нужно дать возможность не заниматься бумагами, а, собственно, нашей работой. Сейчас непросто складываются взаимоотношения родителей и школы. Особенно после прихода в обиход выражения о родителе как о «заказчике образовательной услуги».

И получается, что у нас, как на рынке, а товар что — судьбы детей? Нужно избавиться от бюрократии и сделать школу с человеческим лицом, потому что каждый ребенок — индивидуален, а в школе должны учить и воспитывать, а не без конца отчитываться.

«Будешь так себя вести — отправишься в коррекционный» — эту фразу хоть раз в жизни слышал каждый школьник. Классами коррекции пугали и учеников, и их родителей, забывая об изначальном назначении этого направления. Сейчас, когда «классов здоровья» становится все меньше, «Летидор» разбирается, что же это такое, откуда взялось и стоит ли бояться подобных «угроз».

История коррекционных классов

Коррекционные классы (ККО) — часть образовательной системы, направленная на обучение детей с особенностями развития. Они создаются на базе обычных средних школ и преподают в них те же самые педагоги.

Первые коррекционные школы появились в Европе в середине XVI века, а в Российской Империи классы специального образования открылись в 1797 году. В СССР классы для детей с физическими и психологическими особенностями развития в общеобразовательных школах появились в 1923-1924 гг.

Все школы коррекции делятся на восемь типов, в зависимости от проблемы, которую предстоит решать.

I — для неслышащих детей;

II — для слабослышащих и позднооглохших детей;

III, IV — для детей с нарушениями зрения разной степени;

V — для детей с тяжёлой речевой патологией;

VI — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII — для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции;

VIII — для детей с умственной отсталостью.

Абсолютное большинство классов коррекции, действующих на базе общеобразовательных школ России, относится к VII типу.

Задачи и особенности классов коррекции

«Классы здоровья», существующие в общеобразовательных школах сегодня, призваны решать не столь глобальные задачи. Они созданы для обучения детей, не справляющихся с программой по состоянию здоровья или в связи с особенностями развития.

Чаще всего ребенка переводят в класс коррекции после 1-2 лет обучения в обычном, когда становится понятно, что воспринимать поступающую информацию наравне с одноклассниками он не способен. В этом случае комиссия из психолога, коррекционного педагога и логопеда должна аттестовать ребенка и информировать родителей о необходимости перевода.

Не стоит думать, что в этом случае школьник получит меньше знаний или «испорченный» аттестат. На самом деле программа включает абсолютно те же самые объемы знаний и перечень предметов, вот только занятия идут дольше, содержат спортивные перерывы, игры и отдых. Кроме того, в класс коррекции ходит от 5 до 15 человек, то есть учитель сможет уделять в несколько раз больше времени каждому воспитаннику.

Помимо преподавателя в классе находится еще один педагог, чья должность звучит как «освобожденный классный руководитель». Его задача — не в объяснении материала, а в работе с детьми, наблюдении за ними, решении возникающих сложностей или конфликтов.

Как правило, группа коррекции — это временная мера, и уже к 5 классу дети догоняют сверстников и переводятся к ним снова. Независимо от того, сколько лет шло коррекционное обучение, в аттестате это не будет указано и на возможностях дальнейшего обучения не отразится.

Показания для перевода в коррекционный класс

Несмотря на то, что решать вопрос о переводе ребенка в ККО должна комиссия, чаще всего решение принимается только одним учителем начальных классов или классным руководителем.

Если вы категорически против перевода ребенка в класс коррекции, альтернативой может стать другая школа или обучение на дому. Хотя ситуацию сложно назвать приятной, не стоит видеть в ней лишь негативные стороны — за предыдущие четверти вы сами могли заметить, что ребенок не тянет общую программу, а ККО даст шанс это исправить.

Все случаи индивидуальны, однако чаще всего в коррекционные классы отправляются дети со следующими проблемами:

  • Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения, то есть наследственная, повторяющая одного или обоих родителей;
  • ЗПР соматогенного происхождения, связанная с длительными и тяжелыми заболеваниями, перенесенными в раннем детстве и оставившими последствия, снижающие работоспособность (приступы головной боли, утомляемость);
  • ЗПР психогенного происхождения — проявляется у здоровых детей, воспитывающихся без родителей и в проблемных семьях;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения, которые возникают у детей во время внутриутробного периода развития из-за болезни матери или ее же вредных привычек.
Ссылка на основную публикацию
Ходатайство о соединении уголовных дел
1. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в...
Узнать кадастровую стоимость жилья по адресу бесплатно
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Узнать кадастровую стоимость квартиры в 2018 году
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Ходатайство об устранении недостатков в исковом заявлении
Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при...
Adblock detector