Что входит в среднее образование

Что входит в среднее образование

Общее образование включает в себя три этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года);

Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет);

Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет).

В настоящее время продолжительность программ общего образования составляет одиннадцать лет, а до 1985 г. — 10 лет. Увеличение общей продолжительности связано с приемом в школу детей в возрасте от 6 лет (до 1985 г. прием осуществлялся только по достижении ребенком 7-летнего возраста). Таким образом, учащиеся, как правило, получают среднее (полное) общее образование в 17 лет. Существуют вечерние школы и школы искусств, продолжительность обучения в которых составляет двенадцать лет.

В настоящее время в систему общего образования входят 66 909 образовательных учреждений, в которых учатся 20 825 000 учащихся. За последние годы были открыты около 607 частных школ. Официальное название общеобразовательных школ — средняя общеобразовательная школа . За последние годы стали создаваться новые типы школ, как государственных, так частных, называемые гимназии и лицеи (ед. ч. — гимназия и лицей ). Продолжительность обучения в гимназии и лицее может превышать продолжительность обучения в средней общеобразовательной школе, а их образовательные программы могут быть повышенного уровня.

Учебные программы общего образования , обычно предусматривают тридцать четыре недели обучения в год и, как правило, от двадцати семи до тридцати восьми часов обучения в неделю. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается до начала июня. Школьные экзамены проводятся в июне. Для отдельных категорий учащихся, установленный период обучения может быть изменен в соответствии с конкретным государственным образовательным стандартом.

Разработана основная (базовая) учебная программа общего образования (Таблица 1), которая устанавливает государственные требования к минимуму содержания образования и учебной нагрузки учащихся. Основная учебная программа определяет обязательные предметные области (гуманитарный цикл, в котором особое внимание уделяется таким предметам, как русский языка, литература, общественные науки и физкультура; естественно-научный цикл, в котором первостепенная роль отводится математике; и предметы, относящиеся к технологии). Общественные науки включают в себя такие предметы, как иностранные языки, российская история, мировая история, экономика и география, правоведение, политология, экономика и т.д. Предметы естественно-научного цикла включают в себя биологию, физику, астрономию, химию, экологию и т.д. Предметы, объединенные под названием "технология", как правило, включают рисование/черчение и ряд предметов, развивающих определенные профессиональные умения (домоводство, шитье, приготовление пищи, металлообработка, столярное дело и т.д.), а в старших классах — базовые навыки конкретной профессии.

Кроме указанных обязательных предметов, основная учебная программа предусматривает ряд дополнительных дисциплин, отвечающих специфики региона расположения школы, или факультативных дисциплин с учетом интересов учащихся.
На практике каждая школа разрабатывает собственную программу на базе основной учебной программы.

Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.

В России существует хорошо развитая сеть школ, предлагающих программы повышенного уровня на базе основной учебной программы, которые реализуются по нескольким направлениям:

Школы, предлагающие программы повышенного уровня по отдельным дисциплинам, таким как иностранные языки, математика, физика и т.д.;

Школы, специализирующиеся на внешкольной деятельности и предлагающие учащимся углубленное освоение изобразительных искусств, философии, экономики, спорта и других областей знаний;

Школы, в которых старшие классы учатся под эгидой (наставничеством) вузов и используют преподавательский состав и материально-техническую базу вузов.

Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование. По окончании основного общего образования (девятилетней программы обучения) учащиеся сдают выпускные экзамены (процедура называется государственной итоговой аттестацией ) и получают, в случае успешной сдачи, аттестат об основном общем образовании (Приложение 2, Рис. 1). По результатам государственной итоговой аттестации учащиеся могут продолжать, а могут и не продолжать свое дальнейшее образование. Аттестат предоставляет держателю право поступления на курс среднего (полного) общего образования или профессионального образования, а также высшего образования неуниверситетского уровня (среднего специального образования).

Аттестат о среднем (полном) общем образовании ; до 1993 г., аттестат о среднем образовании (Приложение 2, Рис. 2 и 3) выдается по окончании 11-летней программы обучения и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (сдачи итоговых экзаменов). Количество предметов, по которым проводятся итоговые экзамены, должно быть не менее пяти: два общегосударственных обязательных письменных экзамена (сочинение и математика) и не менее трех экзаменов по выбору учащегося. Помимо результатов итоговых экзаменов, свидетельство об окончании школы включает в себя приложение (Приложение 2, Рис. 4) с указанием всех оценок, полученных учащимся по всем предметам в течение всего периода обучения. В аттестате о среднем образовании старого образца не предусматривалось приложения, и оценки выставлялись в самом аттестате. Количество предметов может варьироваться от семнадцати до двадцати.

По форме итоговые и годовые экзамены на две трети письменные и на одну треть устные; а для экзаменов, сдаваемых в течение года, это соотношение, напротив, обратное.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании дает право держателю продолжать профессиональное образование: в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях высшего образования как университетского, так и неуниверситетского уровня.

Читайте также:  Совместное проживание и ведение общего хозяйства

За последние несколько лет создано много частных школ. Право выдавать свидетельства государственного образца связано с успешностью прохождения процедуры государственной аккредитации. Свидетельства, выдаваемые не получившими государственную аккредитацию учебными заведениями, т.е. свидетельства негосударственного образца, не дают право поступления в высшие учебные заведения.

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон "Об образовании". Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 05 марта 2014 г.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

  • техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 марта объявляются:

  • правила приема в образовательную организацию;
  • порядок приема в образовательную организацию для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности с выделением форм получения образования — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат;
  • требования к уровню образования, которое необходимо для поступления — основное общее или среднее (полное) общее образование;
  • перечень вступительных испытаний;
  • информацию о формах проведения вступительных испытаний;
  • информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;
  • особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Не позднее 1 июня:

  • общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
  • информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;
  • образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Не позднее 20 июня начинается прием документов на первый курс.

По результатам вступительного испытания на следующий день после объявления оценки поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами (далее — апелляция). Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением.

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность.

Читайте также:  Лицо совершившее преступление считается судимым с момента

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Сре́днее образова́ние — традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим [1] .

Содержание

Дифференциация [ править | править код ]

Среднее образование обычно подразделяется на: основное общее (неполное среднее — 8-9 классов), среднее (полное) общее (10-11 классов), начальному профессиональному образованию (профессионально-технические училища, курсы рабочей молодёжи, лицеи), среднему профессиональному (специальному, техническому) образованию (техникумы, колледжи, некоторые училища гуманитарного профиля: медицинские, ветеринарные, юридические, педагогические). [1] [3]

История [ править | править код ]

Среднее образование, как промежуточная ступень между начальным (элементарным) и высшим (университетским) образованием, окончательно оформилась в конце средних веков, в связи с прогрессом производства, науки и культуры. [1]

В XIX в. в России система среднего образования оформилась в виде классического образования с основным типом учебных заведений — гимназиями.

В России наряду с общим образованием получило распространение специальное образование, получаемое в реальных училищах.

В конце XIX — начале XX вв. дифференциация среднего образования на общее и специальное укрепилась в системах просвещения большинства стран.

До 1917 года в России среднее образование давалось прежде всего в гимназиях, реальных и коммерческих училищах.

Среднее образование по странам [ править | править код ]

Египет [ править | править код ]

Среднее образование в Египте бывает трёх различных типов: общее, профессиональное и техническое.

Кипр [ править | править код ]

На Кипре, ученики получают среднее образование в два этапа. Первый этап дают гимназии или низшие средние школы (gymnasium, gymnasio), в течение 3 лет. После успешного окончания гимназии ученики получают выпускной сертификат (apolytirio), который позволяет им начать обучение в высшей средней школе. Высшее среднее образование в течение следующих 3 лет ученики получают в лицеях (lyceum, lykeio) или технических профессиональных школах (techniki scholi).

Монако [ править | править код ]

В Монако среднее образование даётся в Колледже Шарля III, в Лицее Альберта I, который предоставляет общее и техническое образование, а также лицее, который даёт образование в сфере туризма. Также в Монако есть две частные школы, финансируемые религиозными общинами — Институт Франсуа д’Ассис Николя Баррэ и школа Доминиканцев и Международная школа Монако.

Россия [ править | править код ]

В настоящее время среднее общее образование в России дают школы — средняя школа, школа с углублённым изучением предметов, профильная школа, учебно-воспитательный комплекс, лицей, гимназия в рамках школьного образования, а среднее профессиональное образование получают в колледжах и техникумах.

Франция [ править | править код ]

Во Франции среднее образование даётся в рамках колледжей и лицеев.

Читайте также:  Кому можно жаловаться на судебных приставов

США [ править | править код ]

Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от одиннадцати или двенадцати до четырнадцати лет — с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать уроки по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два предмета ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

Швейцария [ править | править код ]

Обязательное среднее образование в Швейцарии — это начальная школа и первая ступень среднего образования (Secondaire I). Secondaire I — это 3 (в некоторых кантонах 4) класса, таким образом, обязательно обучение с 6 до 15 лет. Полное среднее образование рассчитано на дополнительные 3-4 года обучения в старшей средней школе — Secondaire II. Аттестаты зрелости Maturité gymnasiale ученики получают в 18-19 лет. В конце первой ступени среднего образования (Secondaire I) происходит разделение учеников на тех, кто способен учиться по академической программе дальше и готовиться к учебе в университете и на тех, кто успехов не демонстрирует. Последние уходят из школы и проходят подготовку к получению аттестата о среднем профессиональном образовании.

Международное исследование качества образования в школах [ править | править код ]

В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция) [ источник не указан 292 дня ] , в других 12 (Швейцария) [ источник не указан 292 дня ] . В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В СССР цикл обучения составлял 10 лет, а количество экзаменов – 6 [ источник не указан 292 дня ] . В современной России цикл обучения удлинился [ источник не указан 292 дня ] на 1 год и составил 11 лет, но количество обязательных государственных экзаменов снизилось всего до 2 – математики и русского языка. Остальные экзамены сдаются по желанию выпускника.

Образование – стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию [ источник не указан 292 дня ] качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2009). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA [ источник не указан 292 дня ] , в Корее, Китае и Сингапуре. Из европейских стран список возглавляют Финляндия и Нидерланды. [ источник не указан 292 дня ] Россия из 65 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2009 году [ источник не указан 292 дня ] , заняла 41 место, оказавшись позади Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

Документы о среднем образовании [ править | править код ]

Во всех странах существует обязательная школьная программа, но её содержание и качество неодинаково во всех странах. В целях стандартизации требований к качеству и содержанию школьных программ разных стран были разработаны рекомендации Совета Европы относительно признания документов о среднем образовании. Согласно этим рекомендациям все страны разделены на 4 группы:

1 группа: Документы об образовании считаются эквивалентными. Страны, подписавшие конвенцию № 15/1953 Совета Европы об эквивалентности дипломов, необходимых для зачисления в университеты. Страны взаимно признают свои сертификаты о среднем образовании.

2 группа: Документы об образовании считаются частично признаваемыми. Страны, подписавшие Лиссабонскую Декларацию No 165/1997 о признании квалификаций в области высшего образования внутри европейского пространства.

3 группа: Документы об образовании считаются эквивалентными. Страны, подписавшие билатеральные соглашения об эквивалентности документов об образовании (Швейцария, Германия, Австрия, Франция, Италия)

4 группа: Документы об образовании не признаются. Страны, документы об образовании которых не признаются в Европе.

Россия входит во вторую группу. Аттестаты зрелости российского стандарта считаются частично признаваемыми. Виной тому 11-летнее школьное обучение (на Западе 12 лет) и не соответствие стандартов ЕГЭ в части набора дисциплин.

Ссылка на основную публикацию
Ходатайство о соединении уголовных дел
1. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в...
Узнать кадастровую стоимость жилья по адресу бесплатно
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Узнать кадастровую стоимость квартиры в 2018 году
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Ходатайство об устранении недостатков в исковом заявлении
Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при...
Adblock detector