Чем занимается педагог дополнительного образования

Чем занимается педагог дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования предполагает специализацию на обучении детей вне школьной обязательной программы. Такой работник должен заниматься в первую очередь с объединениями учеников, например кружками по интересам. Зачастую работа педагога дополнительного образования предполагает курирование секций, студий. Такой взрослый должен направлять доверенный ему клуб, помогая детям реализовывать свой потенциал.

Важно и нужно

Педагог, занимающийся с детьми вне строго ограниченных рамок школьной программы, должен ориентироваться в области интересов доверенной ему молодежи, а также здраво оценивать способности тех, кто находится под его кураторством. Профстандарт педагога дополнительного образования предполагает умение работать с группами детей и способность комплектовать из них объединения, внутри которых работа будет слаженной и успешной.

Сложно и ответственно

Работать в такой специализации непросто. Занимающиеся дополнительным образованием детей педагоги должны самостоятельно определять оптимальные методики, формы для взаимодействия с доверенными им лицами. Нужно уметь подобрать такие воспитательные средства, которые покажут положительный результат при взаимодействии с конкретной группой, имеющей свои специфические особенности.

В то же время стандарт педагога дополнительного образования предполагает умение организовывать мероприятия с участием большого числа лиц, а также способность и опыт проведения постоянных занятий с группой учеников. Концерты, выставки, праздничные вечера – все это ложится именно на такого учителя, чьей основной задачей становится развитие творческого потенциала каждого доверенного ученика.

Должен…

Как следует из действующих на территории нашей страны стандартов, педагоги дополнительного образования – это такие лица, которые работают с учащимися вне рамок общеобразовательной программы, в то же время образовательная система должна учитываться при разработке каждого занятия. Ответственный за кружок, секцию учитель не просто должен поддерживать ее в рабочем состоянии. Именно педагоги дополнительного образования – это те люди, которые призваны заинтересовать учеников и сохранить их интерес при длительном посещении объединения.

…и обязан

Учитель должен с педагогической точки зрения уметь обосновать, почему он отдает предпочтение той или иной форме взаимодействия с группой. Задача педагогов дополнительного образования – это не только творческое развитие учеников, но еще и применение для этого новых, результативных методов, показывающих наилучшие результаты.

Научная работа для веселого времяпрепровождения

Не секрет, что педагоги дополнительного образования – это люди, которые должны профессионально, научно подходить к вопросу создания непринуждённой атмосферы. Дополнительное – это необязательное образование, поэтому учитель – то лицо, которое больше всех заинтересовано в высокой посещаемости его кружка. А это возможно только тогда, когда детям интересно. В то же время учитель обязан применять только педагогические методики. Вот и получается, что план педагога дополнительного образования – это целая научная работа, посвященная вопросу о том, как сделать познание нового для детей веселым и увлекательным процессом.

Долгий путь к успеху

Любой учитель, занятый в сфере дополнительного образования, должен уметь применять педагогические методики, психологические и физиологические. При этом педагог года дополнительного образования – это такой лучший учитель в своей области, который чувствует баланс между целесообразностью, затратами сил и времени и результативностью.

Новейшие технологии и проверенное опытом

В своей работе педагог дополнительного образования (вакансии, кстати, показывают, что такие специалисты получают довольно низкую зарплату) должен уметь применять новейшие технологические средства, вычислительные машины. Не будет лишним пользоваться источниками в интернете для поиска самых интересных решений и методик организации занятий. Образовательные ресурсы, которые должен применять в своей работе учитель, довольно разнообразны, и лучшие результаты показывают специалисты, пользующиеся советами разных изданий.

В то же время вакансии педагогов дополнительного образования наглядно демонстрируют, что в большинство современных школ принимают на работу только тех учителей, кто умеет обращаться с компьютером. Ситуация складывается таким образом, что администрация поощряет новые подходы к образовательному процессу, новые методы подачи информации детям так, чтобы им было интересно, и персонал должен подстраиваться под эти требования.

Для всех и каждого

Между прочим, специализированное образование нужно не только детям для реализации творческого потенциала. Довольно велик в наше время спрос на педагогов дополнительного профессионального образования. Их задача – занятия со взрослыми. Преимущественно это специальное профессиональное образование – повышение квалификации, расширение базы зданий об используемых в своей сфере методиках. Но не только: учителя для взрослых в рамках дополнительного образования также могут давать своим ученикам возможности для творческой самореализации.

Знания и опыт: совместная работа

С кем бы ни работал учитель, его задача – использовать новейшие методологические достижения, психологические подходы, педагогические приёмы, чтобы добиваться быстрого усвоения информации и сохранения высокого уровня интереса в аудитории. В то же время школьный учитель должен иметь представление о школьной гигиене, а также обладать определенной базой знаний по психологии разных возрастов. Это позволит успешно работать с любой аудиторией. Только лишь новейшие информационные системы не могут обеспечить достаточный объем информации по правилам поведения с классом, кружком, группой – нужно обладать рядом специфических профессиональных умений.

Уделяя внимание каждому

Задача занимающегося дополнительными образовательными программами учителя – внимательно относиться к каждому, кто изъявил желание записаться в кружок или секцию. При этом именно педагог – гарант соблюдения свобод, прав, положенных по Конституции каждому гражданину страны вне зависимости от возраста.

Читайте также:  Какие справки брать при увольнении с работы

Одновременно с этим специалист в сфере дополнительного образования должен готовить образовательные программы и воплощать их в жизнь таким образом, чтобы все доверенные ему ученики развивались и открывали для себя что-то новое. Для этого нужно уметь прорабатывать программу, план, прикладывать усилия для воплощения в реальность задуманного.

Творческий подход к творческим личностям

Основная задача дополнительной образовательной программы – помощь в реализации себя для всех, кто в этом заинтересован. Это означает, что в зоне ответственности учителя – те, кто изъявил желание записаться в его кружок. Педагог должен отыскать путь к каждому ученику, открыть его, выявить его способности и оказать помощь в их развитии. Это позволит помочь воспитанникам в становлении на жизненном пути, поможет развиваться всем детям. Если ребенок удачно выбрал для себя кружок, а педагог ответственно отнесся к программе дополнительного образования, это позволит выявить все склонности молодого человека и сформировать навыки, которые пригодятся ему в будущем.

Задача педагога, ответственного за дополнительное образование, – это организация деятельности в самых разных формах и видах. При этом нужно учитывать особенности личности всех посещающих кружок, секцию. Конечно, среди учеников разных лет могут быть лица, довольно сильно отличающиеся друг от друга, и это вынуждает учителя подстраиваться под них, а не подстраивать детей под выработанную однажды программу. Задача учителя – мотивировать каждого доверенного ему школьника, чтобы тот захотел развить свои способности, узнать больше, стать образованнее.

Помогать и направлять

Педагог должен не просто уметь мотивировать доверенных ему воспитанников, но и задавать правильный вектор развития. В то же время его задача – обучить детей самостоятельности. Очень важно, чтобы школьники осознали – исследования могут контролироваться ими самими, если они в этом заинтересованы и готовы ответственно отнестись к задаче. Педагог, занимающийся внешкольной программой, учит доверенных ему детей связывать теорию и практику, показывает, что не нужно бояться проблем, и вместе с воспитанниками разбирает, как найти выход из сложной ситуации.

В то же время дополнительное обучение – это всегда активный и живой диалог, в котором участие принимают обе стороны: дети и взрослые. На дополнительных заданиях школьники должны выражать свое мнение, не боясь сказать что-то неправильно. Педагог учит детей обсуждать задачи, проблемы, вопросы, находить продуктивный выход из любой ситуации, а также анализировать происходящее в мире вокруг. Основная задача дополнительного образования – дать понять детям, что необходимо думать над всем происходящим, лишь после этого принимать решение.

Анализ и оценка

Педагог дополнительного образования должен быть в курсе достижений доверенных ему воспитанников. Его задача – вовремя уметь поддержать, повлиять и стимулировать в достижении поставленных целей. Кроме ощутимой помощи и поддержки задача учителя – проанализировать происходящее в жизни воспитанника, ученика, для чего необходимо уметь применять свои педагогические навыки и специфические профессиональные знания.

Еще одна важная задача педагога дополнительного образования – это умение оценить эффективность программы и понять, насколько успешно доверенные ему воспитанники овладевают навыками, заложенными в дополнительный образовательный курс вне рамок школьного обучения. При этом творческая деятельность также должна анализироваться и оцениваться совместными усилиями взрослых и детей. Все это позволяет активизировать познавательный интерес. Профессионалы рекомендуют прибегать к новейшим компьютерным технологиям, чтобы стимулировать интерес школьников и сделать процесс анализа более наглядным и точным.

Специальный поход

Педагог, занимающийся дополнительной образовательной программой, должен хорошо знать доверенных ему воспитанников, понимать уровень их потенциала и помогать в реализации наиболее перспективных личностей. Особенно талантливые ученики в любой момент должны иметь возможность получить поддержку от своего учителя, чтобы их дар мог развиваться без препон. Если в группе оказались ученики, имеющие отклонения в развитии, к ним также нужно практиковать особенно внимательный, мягкий, творческий подход, чтобы и сами дети, и окружающие их школьники чувствовали себя в безопасности, комфорте, среди дружески настроенных личностей.

Шаг за шагом: только вперед

Педагог должен не просто уметь собрать свою группу в классе, но и знать, как можно мотивировать участников кружка на массовое мероприятие. В его зоне ответственности будет организация такого события и поддержка интереса в группе участников. Для этого придется прибегнуть к опыту и знаниям, накопленным в области массовой работы. Одновременно с этим такой специалист должен уметь выступить в методическом совете, на собрании педагогов, выразить свое профессиональное мнение, провести презентацию составленного плана работ. Словом, несмотря на факт того, что дополнительное образование не входит в обязательную программу, ответственный поход в такой работе нужно практиковать нисколько не менее тщательно, нежели при работе в рамках установленной законами программы.

Работаем с детьми и их родителями

Дополнительное образование – это в первую очередь работа с детьми, но все же педагог вынужден контактировать и с их родителями. В частности, регулярно нужно организовывать родительские собрания, общаться со старшим поколением, донося информацию об их чадах, их потенциале, возможностях, нуждах. Учитель должен консультировать родителей, помогать им, а также оказывать посильную помощь в создании диалога между поколениями, что особенно сложно в подростковом бунтарском возрасте.

Безопасность — на первом месте

Педагог охраняет жизнь доверенных ему воспитанников и отвечает за их здоровье в рамках организованных им занятий. Он должен соблюдать правила безопасности, охраны труда, законы и порядки, установленные в нашей стране. В некоторых случаях педагог также координирует работу тех, кто ниже его по должности в своей школе и тоже занимается дополнительным образованием школьников.

Читайте также:  Непрерывный педагогический стаж сохраняется если

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы.
Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Если вы хотите стать воспитателем или педагогом дополнительного образования, мы рекомендуем наши бесплатные тесты:

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест "Личность и профессия" >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя — это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия — для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди ✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают "трудные" родители 🙂
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж "Арбат" МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж "Дорогомилово" МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж "Измайлово" МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж "Медведково" МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 "Митино"
• Педагогический колледж "Черемушки" МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО "Мир чудес", Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад "Гусёнок", Частный детский сад "Волшебный замок" и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"

Читайте также:  Попала под сокращение какие выплаты положены

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

В коллективах детско-юношеских центров в основном работают люди за 40 и 50 лет. Молодые педагоги в сферу дополнительного образования почти не приходят, а если приходят, то задерживаются совсем ненадолго. Возможно, они находятся во власти стереотипов о низкой зарплате, плохих условиях труда, скучной и к тому же ненормированной работе. А может, часть этих стереотипов верна. Педагог по журналистике Ирина Демидова поделилась своим опытом и рассказала «Мелу», что больше всего пугает молодых специалистов.

Первый раз работать в детско-юношеский центр я пришла в 2011 году. Тогда мои коллеги по творческому коллективу каким-то образом оградили меня от большей части неприятной административной работы. Поэтому два года пролетели на одном дыхании. Но всё равно я уходила из центра, проклиная заполнение журналов, педсоветы и санитарные минимумы. К 2015 году желание работать в педагогике не уменьшилось. И после долгих раздумий я решилась снова устроиться в центр дополнительного образования. В этот раз я внушила себе, что не буду обращать внимания на подводные камни, которые в прошлый раз сводили с ума, возмущали и побуждали уволиться. Ведь от них, как оказалось, никуда не деться.

Все проблемы начинаются с журналов. К ним добавляются заявки от родителей на обработку персональных данных, разрешения заниматься в кружке, разрешения детям до 12 лет самостоятельно добираться до ДЮЦ, а из школы просят бумагу-подтверждение внеурочной деятельности, в которой участвует ребёнок. Чуть позже появляются приказы на экскурсии и отчётные журналы, дублирующие эти приказы. За ними следует множество административных заявлений — на отпуск, перенос занятий, отгулы. В конце полугодия — бумажные отчёты о проделанной работе, диагностика на каждого ребёнка, карта эффективности. Нужен специальный курс, который поможет педагогу разобраться в круговороте документов.

Была история, когда группе педагогов пришлось переписывать журналы за несколько лет, потому что они оказались заполненными не по формату. Как вышло так, что завуч образовательного заведения ежегодно проверял эти журналы и принимал их, а потом вдруг узнал правила заполнения — неясно.

Необходимость долгосрочного планирования

Чтобы получить прибавку к зарплате, нужно иметь:

— грамоты и дипломы за конкурсы различного уровня;

— курсы повышения квалификации;

— другие важные бумажки.

Переход на другое место работы или прерывание стажа на несколько лет — причина «обнуления всех счётчиков». Даже если вы увольнялись, чтобы получить знания в области, которую преподаёте детям, засчитывать вам это в плюс никто не будет. Портфолио также значения не имеет. Значит, устроившись, например, в Дом детского творчества, нужно чётко понимать — это надолго. Только не каждый молодой специалист готов так сразу выбрать одно место работы на всю жизнь.

Ограничение доступа к интернету

Компьютерные классы и доступ в интернет появились в школах и детских центрах уже давно. Образовательные учреждения получили возможность решать сами, к каким ресурсам следует запретить доступ. Возможно, среди них окажется именно тот сайт, без которого невозможны ваши занятия. Например, для меня это «ТАСС», — ведь не вся информация по федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» полезна для детей. Но без знакомства с этим ресурсом представить занятия по журналистике сложно.

Более того, иногда даже совершенно безобидные сайты попадают в немилость. Чтобы разблокировать их, нужно написать множество заявлений. Проще было бы купить свой модем и раздавать с него интернет, но далеко не у всех есть такая возможность.

Дефицит всех ресурсов

Один компьютерный класс на всех воспитанников, один профессиональный фотоаппарат на всех педагогов, один актовый зал на 40 коллективов. Постоянный дефицит ресурсов чувствуется сразу. Иногда у нового педагога нет своего рабочего места — он кочует из кабинета в кабинет. И таким же лёгким образом он перекочует на другое место работы, если поймёт, что условия труда там немного комфортнее.

Многим домам детского творчества не хватает молодёжного имиджа. Они редко бывают похожими на современные образовательные центры, чаще — на пережитки прошлого. Непривлекательные здания или пристройки, длинные коридоры с выставкой детских рисунков на стенах. Неуютные кабинеты с партами и жёсткими стульями. Даже сложно поверить, что сюда педагоги и их воспитанники приходят для занятий любимым делом.

Загляните в список лучших учреждений дополнительного образования России, зайдите на их сайты, посмотрите фотографии — вы все поймёте. И не нужно говорить о недостаточности финансирования, дело здесь немного в другом. Опытные педагоги уже привыкли к сложившимся условиям, ведь у них есть имя и звание «образцовый коллектив». Молодые педагоги же не хотят даже заключать себя в подобные оковы. Какая может быть речь о «карьерном росте, творческих перспективах, постоянном развитии», если перед тобой — что-то бесцветное, скучное, безрадостное.

А ведь благодаря этим центрам можно путешествовать по всему миру — благо конкурсов и фестивалей предостаточно. Можно делать собственные социальные или творческие проекты и общаться с талантливыми детьми. Только ученикам про это, увы, никто не говорит, поэтому они и уплывают в другое русло.

Ссылка на основную публикацию
Ходатайство о соединении уголовных дел
1. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в...
Узнать кадастровую стоимость жилья по адресу бесплатно
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Узнать кадастровую стоимость квартиры в 2018 году
Узнай всё про недвижимостьот 10 минут! Онлайн - сервис для получения информации об объектах недвижимости из Росреестра Что такое кадастровая...
Ходатайство об устранении недостатков в исковом заявлении
Если иск оставлен без движения, в суд дополнительно направляется заявление об исправлении недостатков иска. Такая ситуация может возникнуть и при...
Adblock detector