Тема рассказа крыжовник чехова

А.П.Чехов Крыжовник. Рассказ «Крыжовник», входящий в «маленькую трилогию», написан в июле 1898 г., сразу после «Человека в футляре». Есть несколько записей. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемДенис Янушев

Похожие презентации

Презентация на тему: » А.П.Чехов Крыжовник. Рассказ «Крыжовник», входящий в «маленькую трилогию», написан в июле 1898 г., сразу после «Человека в футляре». Есть несколько записей.» — Транскрипт:

3 Рассказ «Крыжовник», входящий в «маленькую трилогию», написан в июле 1898 г., сразу после «Человека в футляре». Есть несколько записей к этому рассказу в дневнике писателя. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник.

4 Через 23 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно». И другая: «Крыжовник был кисел: Как глупо, сказал чиновник и умер». К этому же рассказу имеет отношение и следующая запись, в которой видят одну из главных мыслей произведения: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья непременно наступит несчастье».

6 О чем рассказ «Крыжовник»? Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком. Автор подчеркивает, насколько его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша- Гималайский морил ее голодом. В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

7 Деньги, как водка, делают человека чудаком. У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. (Иван Иваныч) Брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но все же в конце концов ошибешься и купишь совсем не то, о чем мечтал. (Иван Иваныч) Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность, развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч) Надо чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч)

8 Ответственность героя за выбор жизненной философии Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени. Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества. Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше- Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени. В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата. Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни. Кризис личности и общества в рассказе Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум. И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло. Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям. Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни. Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.

9 В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»? Мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности.

10 Идейно-художественный анализ произведения Идейно-художественный анализ произведения В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

www.myshared.ru

Сочинение по рассказу Крыжовник Чехова рассуждение

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.

Сочинение Крыжовник Чехова

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни. Трое людей, среди которых есть ветеринарный врач, помещик и учитель гимназии. Они делятся собственными размышлениями, желая понять в чем заключается счастье и как его достигнуть.

Рассказ «Крыжовник» посвящен брату Ивана Ивановича, которого зовут Николай Иванович Чимша-Гималайский. Этот человек имеет цель — купить себе небольшой участок (тем самым получив статус помещика), посадить кустарники крыжовника и проживать остатки дней в свое удовольствие. Под словами «удовольствие» и «счастье» Николай Иванович понимает — есть щи, лежать на солнышке и смотреть в даль. Но главной составляющей счастья для него является все же крыжовник, выращенный в собственном саду.

В рассказе моментально чувствуется отрицательное отношение автора к такой жизни. Чехов показывает, как подобная жизнь ведет к распаду личности. Даже чисто внешне Чимша-Гималайский изменился: потолстел, стал медленно двигаться. Нос, щеки и его губы вытянулись вперед, чем автор подчеркивает сходство со свиньей.

Но хуже всего — это его внутренняя перестройка. Чимша-Гималайский стал самоуверенным, даже наглым. На любой предмет он имеет свою точку зрения и навязывает ее другим людям. Антон Павлович не без иронии подчеркивает заботу главного героя о душе, которая заключалась в «барском», солидном лечении им крестьян от всех болезней содой и касторкой. В день собственных именин Николай Иванович приглашал священника отслужить благодарственный молебен, а затем ставил полведра мужикам, думая, что творит благое дело.

На этом «подвиги» главного героя заканчивались. Этот человек, следуя из рассказа, был доволен собой и видно было, что в полном довольстве он и закончит свою жизнь.

Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения. Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.

Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Популярные сегодня темы

Образ Ильи Ильича Обломова весьма неординарен, человек он ленив и вырос в патриархальной семье. Обломов привык, что за ним постоянно ухаживают и сам он ничего не может сделать

Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

В современном мире очень стремительно развиваются технологии и вытесняют все то, что когда-либо было настолько дорого или же необходимо. Сейчас никого не удивишь тем, что в семье есть компьютер и уж тем более телевизор

Баба-яга является одним из главных персонажей русских народных сказок. По идее, Баба-яга олицетворяет собой злые силы, она ворует детей, жарит их в печке и съедает

Исаак Ильич Левитан — известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

sochinimka.ru

«Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом. И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи.

Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами. Таким образом,

Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту. За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком.

О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени. Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник.

Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям.

5ballov.qip.ru

Презентация на тему: А.П.Чехов “Крыжовник”

О чем рассказ «Крыжовник»? Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком.Автор подчеркивает, насколько его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временемГерой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом.В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

Цитаты из произведения «Крыжовник Деньги, как водка, делают человека чудаком. У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. (Иван Иваныч)Брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но все же в конце концов ошибешься и купишь совсем не то, о чем мечтал. (Иван Иваныч)Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность, развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч)Надо чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч)

Ответственность героя за выбор жизненной философииБрат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.Кризис личности и общества в рассказеИван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.

В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»? Мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности.

Идейно-художественный анализ произведения В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

ppt4web.ru

Темы, сюжеты и проблематика рассказов А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли “интеллигентным выходцем из народа”. Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем “течет мужицкая кровь”. Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли “сумеречным и хмурым”.

В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность и точность. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью. Его рассказы реалистичны, и хотя они на первый взгляд, просты, в них заложен глубокий философский смысл.

До 1880 года Чехов считался юмористом, на страницах своих литературных произведений писатель боролся с “пошлостью пошлого человека”, с ее разлагающим влиянием на души людей и русскую жизнь в целом. Главными темами его рассказов стали проблема деградации личности и философская тема смысла жизни.

К 1890-м годам Чехов становится писателем с европейской известностью. Он создает такие рассказы, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “Дама с собачкой”, пьесы “Дядя Ваня”, “Чайка” и многие другие.

В рассказе “Человек в футляре” Чехов протестует против духовного

одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости. Многие русские писатели поднимали вопрос о недопустимости работы в школе, с детьми людей с низкими моральными качествами и умственными способностями.

Образ учителя греческого языка Беликова дан писателем в гротескной, утрированной манере. Этот человек не развивается. Чехов утверждает, что отсутствие духовного развития, идеалов влечет за собой умирание личности. Беликов давно духовный мертвец, он стремится только к мертвой форме, его раздражают и злят живые проявления человеческого разума и чувств. Была бы его воля, он бы все живое заключил в футляр. Беликов, пишет Чехов, “замечателен был тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него бы в чехле, и часы в чехле из серой замши…”. Любимое выражение героя “Как бы чего не вышло” ярко характеризует его.

Беликову враждебно все новое. Он всегда с похвалой говорил о прошлом, новое же его пугало. Он закладывал уши ватой, носил темные очки, фуфайку, несколькими слоями одежды был защищен от внешнего мира, которого опасался больше всего. Символично то, что в гимназии Беликов преподает мертвый язык, где уже ничего никогда не изменится. Как все недалекие люди, герой патологически подозрителен, получает явное удовольствие от запугивания учеников и их родителей. Его боятся все в городе. Смерть Беликова становится достойным финалом “футлярного существования”. Гроб – тот футляр, в котором он “лежал, почти счастливый”. Имя Беликова стало нарицательным, оно обозначает стремление человека спрятаться от жизни. Так Чехов высмеивал поведение робкой интеллигенции 90-х годов.

Рассказ “Ионыч” – еще один пример “футлярной жизни”. Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, “не имея свободного часу”. Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все “картежники, алкоголики, хрипуны”, они раздражают его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. С ними невозможно поговорить о политике или науке. Доктор наталкивается на полное непонимание. Обыватели в ответ “заводят такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”.

Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой в городе”, и влюбляется в их дочь Екатерину Ивановну, которую в семье ласково называют Котиком. Жизнь молодого доктора наполняется смыслом, но оказалось, что в его жизни это было “единственной радостью и… последней”. Котик, видя интерес к ней со стороны доктора, в шутку назначает ему свидание ночью на кладбище. Старцев приходит и, напрасно прождав девушку, возвращается домой, раздраженный и усталый. На следующий день он признается Котику в любви и получает отказ. С этого момента решительные поступки Старцева прекратились. Он чувствует облегчение: “перестало беспокойно биться сердце”, жизнь его вошла в привычное русло. Когда Котик уехала поступать в консерваторию, он страдал три дня.

К 35 годам Старцев превратился в Ионыча. Его перестали раздражать местные обыватели, он стал для них своим. С ними он играет в карты и не чувствует никакого желания развиваться духовно. Он совершенно забывает о своей любви, опускается, полнеет, по вечерам предается любимому занятию – пересчитывает деньги, полученные от больных. Вернувшаяся в городок Котик не узнает прежнего Старцева. Он отгородился от всего мира и не хочет ничего знать о нем.

Чехов создал новый тип рассказа, в них он поднимал важные для современности темы. Своим творчеством писатель внушал обществу отвращение “к сонной, полумертвой жизни”.

  • Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Человек у футляре”Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как бы чего не вышло”, доносительство и страх свободомыслия.Read More >.

  • Тема пошлости и неизменности жизниВ рассказе “Человек в футляре” Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова “Человек в футляре” в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, гдеRead More >.

  • Краткое содержание “Человек в футляре”Рассказ “Человек в футляре” Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом “Маленькой трилогии” писателя – цикла, включившего также рассказы “Крыжовник” и “О любви”. В “Человеке в футляре” Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в “футляр”. Автор по-новому переосмысливает образ “маленького человека”.Read More >.

  • Краткое содержание Человек в футляре А. П. ЧеховА. П. Чехов Человек в футляре Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии. БеликовRead More >.

  • Проблема личности человека в творчестве А. П. ЧеховаВ русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей. Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности человека большинство своих творений, был Антон Павлович Чехов. Этот незаурядный человек всегда хотел видеть людей простыми, искренними, добрыми; всю жизнь.Read More >.

  • Чем опасны Беликовы?Теплая погода. Ясный радостный, хотя и не солнечный день. Странная личность в темном теплом пальто на вате, в темных очках, в галошах, с зонтиком в чехле садится на извозчика и приказывает поднять верх. Удивленный возница пытается что-то переспросить, но вдруг понимает, что вопросы задавать бесполезно: уши его пассажира заложены ватой.Read More >.

  • Большие темы маленьких рассказов А. П. ЧеховаЯ обратился к теме, посвященной творчеству Чехова, так как это один из любимых моих писателей-классиков. Личность Чехова поражает сочетанием душевной легкости, интеллигентности, благородства с силой воли, мужеством. Главную роль в жизни писателя, в формировании его мировоззрения играл упорный, систематический труд, которым была заполнена вся его жизнь. Антон Павлович Чехов пришелRead More >.

  • Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова “Ионыч”В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческойRead More >.

  • Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч”В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческойRead More >.

  • КАК ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”)В русской литературе довольно часто пи- сатели затрагивали такие темы, которые бы- ли актуальны для любой эпохи. Такие про- блемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показалRead More >.

    home-task.com

    Презентация на тему «“Крыжовник” А.П. Чехов «

  • Скачать презентацию (1.55 Мб)
  • 48 загрузок
  • 3.9 оценка
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Аннотация к презентации

    Презентация для школьников на тему «“Крыжовник” А.П. Чехов » по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

    Содержание

    Рассказ «Крыжовник», входящий в «маленькую трилогию», написан в июле 1898 г., сразу после «Человека в футляре». Есть несколько записей к этому рассказу в дневнике писателя. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник.

    Через 2—3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно». И другая: «Крыжовник был кисел: „Как глупо”, — сказал чиновник и умер». К этому же рассказу имеет отношение и следующая запись, в которой видят одну из главных мыслей произведения: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья непременно наступит несчастье».

    О чем рассказ «Крыжовник»?

    Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном имении. Его заветное желание – стать помещиком. Автор подчеркивает, насколько его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает себе желаемое имение. И исполняет еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил ее голодом. В рассказе «Крыжовник» Чехов применяет искусные литературный прием – рассказ в рассказе, историю о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском мы узнаем от его брата. И глаза рассказчика Иван Ивановича – это глаза самого Чехова, таким образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как новоиспеченный помещик.

    Цитаты из произведения «Крыжовник Деньги, как водка, делают человека чудаком. У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. (Иван Иваныч) Брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но все же в конце концов ошибешься и купишь совсем не то, о чем мечтал. (Иван Иваныч) Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность, развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч) Надо чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! (Иван Иваныч)

    Ответственность героя за выбор жизненной философии Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени. Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества. Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени. В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата. Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни. Кризис личности и общества в рассказе Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум. И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло. Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям. Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни – это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни. Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос – каждому для самого себя.

    В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»?

    Мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее. Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности.

    Идейно-художественный анализ произведения

    В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

    pptcloud.ru

    Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

    Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

    Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.

    И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.

    Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.

    За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.

    Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.

    Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».

    В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

    xreferat.com

    Смотрите так же:

    • Роза зеленая но не растет Сорт огурца Апрельский (F1) Апрельский – гибрид огурца раннего срока созревания, начинающий плодоносить через 40 – 45 дней от появления всходов. Был получен на Овощной опытной станции им. В.И. Эдельштейна (г. Москва). Оригинальные семена выпускает селекционно-семеноводческая фирма Манул, […]
    • Чёрная смородина обрезка видео Чёрная смородина обрезка видео Для получения высокого регулярного и более качественного урожая важным мероприятием является обрезка растений смородины. Она направлена на создание и поддержание в кусте наибольшего количества плодоносящей древесины, т. е. обеспечение ежегодного хорошего […]
    • Виноград зимний черный Укрытия для винограда на зиму Легендарное укрытие для винограда «Зимний домик» от производителя по лучшей цене. Доставка в любой регион РФ. Так же у нас вы можете приобрести укрывной материал Агротекс и садовый ватин, благодаря которому ваш виноград и другие культуры переживут любые […]
    • Черника садовая выращивание Сайт о саде, даче и комнатных растениях. Посадка и выращивание овощей и фруктов, уход за садом, строительство и ремонт дачи - все своими руками. Черника садовая – выращивание и уход Выращивание садовой черники. Польза Черничные грядки под окном набирают популярность, несмотря на то, что […]
    • Корневыми отпрысками размножается малина Корневыми отпрысками размножается малина УГОЛЕК. Куст средней силы, высотой 2.2 ? 2.5м, поросли не образует. Двухгодичные стебли сизо-коричневые, с сильным восковым налетом, горизонтально направленные. Шиповатость слабая. Шипы по всему стеблю, средней длины, твердые, […]