Легенда об осеннем цветке хризантема

Легенда о хризантеме

Царица осени — хризантема (в мифах и легендах)

Этому чудесному цветку посвящено множество легенд. Одна из них гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в белые хризантемы.

Цветы хризантемы как бы соединяет легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Ее по праву считают царицей осени. Этот неприхотливый осенний цветок поистине царского происхождения. Ведь когда-то на Востоке в его честь устраивали роскошные пиры, изображение хризантемы служило символом знатности, счастья и считалось священным. Ему посвящено много стихов, мифов и легенд. Сегодня у восточной красавицы поклоников не меньше, чем у признанных королев — розы и орхидеи.

Насколько древняя история у этого цветка — точно не известно, но изображения хризантем археологи находили на осколках мраморных и гончарных изделий, в орнаментах древних сооружений, в узорах восточного фарфора и даже на древних монетах. Одни утверждают, что родина цветка — Япония, другие говорят, что Китай, третьи — что Восточная Азия. В Японии, на родине хризантемы, ее изображение входит в национальный герб, она является символом солнца. Орден хризантемы — высшая награда этой страны.

Название цветка, которое происходит от греческих слов «хризос» — золотой и «антемос» — цветок (золотой цветок) не случайно, предки хризантемы были исключительно желтыми. По японски она называется «кику» — солнце. В день «кику» в императорском дворце придворные любовались цветами, пили особое хризантемное вино, слушали музыку и писали стихи. Хризантему считали символом высокого положения. Правом носить одежду из ткани с рисунком хризантемы обладали только император и члены его семьи. Нарушение закона каралось смертной казнью. В 18 веке растение завезли во Францию и оно покорило всю Европу.

В Японии ежегодно устраиваются красочные праздники хризантем, где на кукол в человеческий рост надевают исторические одежды из цветков хризантем. В этот день японцы пьют саке с лепестками этого чудесного цветка – символом счастья и долголетия. Участники праздника передают друг другу чашечки с напитком, желая долгих лет счастливой жизни.

Не менее почитаем этот цветок и в Китае, который тоже считается родиной хризантемы. Здесь он олицетворяет верность. Легенда же гласит, что в седую старину, когда Китаем правил жестокий император, прошел слух, что на неком острове растет хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок должен лишь человек с чистым сердцем, иначе растение потеряет чудодейственную силу. На остров отправили 300 юношей и девушек. Только неизвестно, нашли ли они то растение или нет. Никто не вернулся, микадо умер, а молодежь основала на том острове новое государство — Японию.

Хризантеме в Китае и в Японии посвящен 9-й день 9-го месяца, и цветок, сорванный в этот день, наделен магической силой. Во Вьетнаме хризантемы олицетворяют душевную чистоту и ясность разума. В Италии хризантема — символ любви; символ глубокой безмолвной печали; символ смерти. В Англии хризантемы являются не столько цветами для букетов, сколько похоронными. В Европе белые хризантемы считаются траурными цветами и символом глубокой печали. Венки из них во Франции возлагают на могилы.

Возможно, поэтому об их происхождении существует грустное предание. «У бедной женщины умер сын. Она украшала дорогую для нее могилу собранными по дороге полевыми цветами, пока не настали холода. Тогда она вспомнила о букете искусственных цветов, который завещала ее мать как залог счастья. Этот букет она положила на могилу, оросила его слезами, помолилась, а когда приподняла голову, то увидела чудо: вся могила была покрыта живыми хризантемами. Их горьковатый запах как бы говорил, что они посвящены печали.»

В Европе хризантема появилась в 1676 году. Ее завезли из Японии в Англию и сделал это голландец Рееде. Однако французы считают, что хризантемы впервые появились в Марселе в 1789 году и доставил их французский путешественник Пьер Бланкшир. Однако привезенные ими растения были похожи на ромашки и не произвели особого впечатления. Только после 1829 года, когда французский садовник Берне в результате опытов с посевом семян хризантем получил красивые разновидности, публика ими заинтересовалась. Со временем этот цветок можно было увидеть практически в каждом английском саду — хризантемы прекрасно переносили английские туманы и цвели даже до наступления легких заморозков. Во время празднования дня рождения Шиллера в 1859 году бюст писателя был окружен тысячами хризантем, самых разнообразных по цвету и форме, какие тогда только существовали.

www.florets.ru

Астра: легенда о цветке. Мифы о цветах

Наши далекие предки не сомневались в том, что растения пришли в этот мир не случайно, имеют особое значение. Пути их появления были окутаны тайной, порождавшей многочисленные теории, в том числе и «магические». Одним из таких символов оказалась и астра. Легенда о цветке, внешний вид которого и послужил источником названия, приписывает ему божественное происхождение. Итак, откуда же взялось это прекрасное растение?

Легенда о цветке: астра от Персефоны

Самое красивое описание истории этого «звездного» растения досталось нашим современникам от обитателей Древней Греции. Именно они впервые записали интересный миф, объясняющий, откуда взялась астра. Легенда о цветке гласит, что благодарить за него люди должны Персефону.

Как связана вечно молодая богиня весны с появлением этого растения? Персефона – несчастная супруга Аида, правившего подземным царством. Он насильно взял ее в жены, похитив у матери Деметры. Боги предписали юной супруге проводить не менее половины своей жизни (осень и зиму) в обители мужа, поэтому год за годом она опускалась под землю с приходом холодов.

Причем же здесь астра? Легенда о цветке утверждает, что как-то раз в конце августа несчастная богиня заметила влюбленных юношу и девушку, которые обменивались поцелуями, будучи скрытыми ночным мраком. Персефона, лишенная любви и вынужденная вскоре отправиться к Аиду, зарыдала от отчаяния. Слезы страдалицы превращались в звездную пыль, опускающуюся на землю и преобразовывающуюся в чудесные астры. Неудивительно, что это растение с древних времен ассоциируется у греков с любовью.

«Звезды» нашли монахи

Не только Персефону «обвиняют» в появлении на нашей планете такого чуда, как астра. Легенда о цветке, пользующаяся популярностью на территории Китая, содержит другое объяснение. Все началось с путешествия двух даосских священнослужителей, которые решили добраться до звезд. Путь монахов, как и следовало ожидать, оказался долгим и тяжелым. Им пришлось проникать через можжевельниковые заросли, падать, поскальзываясь на ледяных тропах, бродить по неприветливому лесу.

Наконец священнослужители взобрались на гору Алтай. Оказавшись на вершине, они решили отдохнуть, так как ноги их были ободраны в кровь, от одежды остались одни лохмотья. Монахи с трудом спустились в долину, где увидели прозрачный ручей и цветочный луг. Причем же здесь легенда о цветке? Астра оказалась именно тем прекрасным растением, которое нашли в долине путешественники. Заметив это чудо, они поняли, что звезды есть не только на небе.

Монахи не удержались от того, чтобы не захватить с собой образцы растений. Они стали выращивать их на монастырских землях, придумав подходящее название. В переводе с латинского слово «астра» означает «звезда».

Подарок Афродиты

Люди, когда-то населявшие Древнюю Грецию, отличались богатым воображением. Неудивительно, что ими предлагается и другая легенда о цветке. Астра, как известно, считается символом знака Девы. Людям, которыми управляет романтичное созвездие, будет интересно узнать, почему для них выбрано именно это растение.

Оказывается, древние греки, жившие еще до нашей эры, активно интересовались астрологией, уже имели представление о созвездии Девы. Оно, в свою очередь, отождествлялось у обитателей древнего мира с богиней Афродитой. Теория гласит, что слезы богини любви, пролитые из-за гибели прекрасного возлюбленного, превратились в космическую пыль. Этим очередная легенда про цветок (астра, как оказывается, популярна издавна) отличается от истории, героиней которой является Персефона. Пыль осела на земле, постепенно преобразовалась в растение.

Астра в Древней Греции

Это было первое государство, жители которого стали выращивать астры. С учетом «божественных» версий происхождения «звездных» растений, нет ничего удивительного в том, что им отводилось особое место. Легенда о осеннем цветке астре, в которую верили в те времена, утверждала, что он обладает способностью отводить неприятности от дома, прогонять злых духов. Это объясняет привычку древних греков украшать этими растениями придомовые территории.

Интересно, что в Крым астры завезли именно из Греции. Свидетельства того, что цветок выращивался еще скифами, найдены в Симферополе. Проводимые там раскопки позволили обнаружить рисунки, на которых фигурировали эти растения. Они располагались на стенах императорской гробницы. Любопытно, но скифы видели в этом произведении природы солнце и тоже считали его божественным подарком.

Символ любви

В Древней Греции широкое распространение получили храмы, прославляющие могущественную и прекрасную Афродиту. Как уже говорилось выше, легенда про осенний цветок (астра имеется в виду) уверяет, что в растение превратились слезы этой богини красоты. Это объясняет, почему именно его выбрали в качестве символа, рисунками которого декорировались алтари. Прихожане, посещающие храм Афродиты для вознесения молитв, также вплетали растение в волосы, одежду.

Не многие знают и о том, что астра использовалась во время гадания молодыми гречанками. Девушки, желающие завести семью, узнавали благодаря магическому ритуалу имя суженого. Обряд повелевал посетить сад в разгар ночи, приблизиться к цветочным кустам и внимательно слушать. Считалось, что астры узнают имя будущего жениха у звезд и сообщат той, которая сумеет расслышать их тихий шепот.

«Звезда» Востока

Не только греки, но и китайцы на протяжении многих веков выращивают астры, наделяя эти красивые цветы особым смыслом. Из поколения в поколение передавались рекомендации, описывающие, как правильно составлять букеты. Благосклонно к этому растению учение фэн-шуй, видящее в нем символ любви. Согласно фэн-шуй, «звезды» помогают тем, кто желает активировать любовный сектор. В нем надо расположить букет.

Легенда о цветке (астра для детей — тоже своеобразный символ), передававшаяся в Китае от отца к сыну, гласит, что эти дары природы спасают от злых демонов. Для защиты жители страны сжигали лепестки, рассыпая пепел по дому.

Интересно, что «звездные» букеты помогают и супругам, чувства которых угасли по прошествии лет. Существует даже рецепт особого салата с цветочными лепестками, которым китаянки на протяжении веков делятся с дочерями. Считается, что достаточно накормить таким блюдом охладевшего мужа, чтобы он вновь обрел утраченный пыл. Рекомендуется такое кушанье и бездетным парам, так как разжигает сексуальное желание, которое приведет к появлению малышей.

Европейские традиции

Жители Европы также имели представление о том, какой волшебной является астра (цветок). Легенды и поверья, окружавшие его, имели непосредственное влияние на европейские традиции. С помощью этого растения можно было даже высказать тайные мысли. Даритель, преподнося букет «звезд», мог рассказать получателю о восхищении, дружеском уважении, скрытой любви и даже сообщить о ненависти. Все зависело от того, как букет составлен. Чаще всего астры преподносились дамам пылкими кавалерами.

Однако далеко не у всех обитателей Европы нежный цветок ассоциировался с любовью. В восточной части это растение рассматривалось как символ грусти, что было связано с печалью о заканчивающемся лете.

Интересный факт – астра украшает герб республики Татарстан, так как в этой стране цветок символизирует вечную жизнь. Здесь он также используется для украшения жилых домов, привлекая процветание в семью.

Мифы о других цветах

Разумеется, мифами окружены не только «звезды», имеют и другие осенние цветы легенды, поверья. Астра, к примеру, не сможет конкурировать по числу историй о происхождении с фиалками. Одна из популярных версий настаивает на том, что эти дары природы появились благодаря Зевсу. Громовержец превратил в фиалку дочь Атласа, скрывающуюся от влюбленного Аполлона, но забыл расколдовать девушку.

Гладиолус – еще один рекордсмен по числу мифов. Знаменитая теория гласит, что он возник на планете в результате сражения, происходившего между фракийцами и римлянами. После победы римлян многие молодые фракийцы оказались рабами, среди них и двое друзей. Когда жестокий правитель велел им сразиться до смерти, они отказались. Храбрых юношей умертвили, но из их поверженных тел выросли первые гладиолусы.

Так выглядят самые известные легенды об астре и других красивых цветах.

fb.ru

Легенды о цветах

Истории, мифы и легенды о происхождении цветов

Легенды о цветах, мифы и истории на florets.ru. Как возникли легенды о цветах, растениях и травах? Почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Удивительные особенности растений — один из главных поводов к возникновению легенд и сказок.

Цветы разводят с глубокой древности и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Они не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвопринашений и многое другое. Вы сможете прочитать истории, мифы и легенды о происхождении цветов. Вы узнаете, как белая роза превратилась в красную? Какой цветок богиня Флора наделила чудесной силой возвращать память людям?

Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду.

Легенды о розе
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

Легенды о лилии
Об этих прекрасных цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Ее называют повелительницей цветов и всегда связывали с чистотой и невиностью. Свое имя она получила от древних слов, означающих «белый-белый». Символ Франции, а в средние века считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.

Легенды о кувшинке
Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка — не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Легенды о тюльпане
Персия и Голландия прославили этот красивый цветок. Поэты — в стихах, а голландцы — в деньгах. Легенда рассказывает, что именно в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться. Именно детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

Легенда о хризантеме
На Востоке этот осенний цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю.

Легенда о гиацинте
Однажды у берегов Голландии затонул генуэзский корабль. Спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели, заметили почти у самой кромки прибоя невиданный прежде цветок: листья его были похожи на листья тюльпана, а стебель был сплошь усажен множеством красивых ароматных цветочков, похожих на маленькие лилии.

Легенды о пионе
Цветок благородства и почета, в Китае преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. В Индии его считают символом неуклюжести и глупой гордости. А еще называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.

Легенды об орхидеях
«Когда я радостен — пишу орхидеи, когда сердит — пишу бамбук» — говорил буддистский монах. Тонкость и чувствительность человека поэтически сравнивалась с тонкими листьями орхидеи, реагирующими на малейшее движение ветра.

Легенда об ирисе
На одной опушке расцвел чудо-цветок. Стали лесные звери и птицы спорить, кому он принадлежит. Четыре дня спорили, и спор сам собой разрешился. Созрели семена ириса, и ветер разнес их в разные стороны.

Легенды о папоротнике
Сказывают, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купала, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника, станет мудрым и счастливым в жизни.

Легенды о гвоздике
С этим цветком также связано множество мифов и преданий. Этот ярко-пунцовый цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как символ борьбы и свободы.

Легенды о фиалке
С давних времен цветок был окружен легендами и поверьями. Фиалка — символ оживающей весенней природы. У нее чудный, ни с чем не сравнимый, нежный запах и приятное сочетание лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев.

Азалия в легендах
Бутоны его долго стоят полузакрытыми, как бы пряча от людей свою бесподобную красоту. Но вдруг наступает момент, когда бутоны вспыхивают яркими цветами и каждый из них не гаснет в течение восемнадцати дней, а все растение находится в цветении до двух с половиной месяцев.

Легенды Олеандра
Этот цветок с древних времен считается очень опасным, так как ядовит, но это не повод перестать восхищаться чудесными розовыми соцветиями олеандра, которые растут повсюду. В странах Средиземноморья бытует много поговорок и легенд об олеандре.

Сказка-легенда о «Царице ночи»
Существует поверье, что цветущая «царица ночи» приносит счастье, удачу, исполняет желания. Только одну ночь в году «драконий кактус» — «Царица ночи» дарит людям чудный цветок. Растение настолько интересно и непредсказуемо, что о нем сложены легенды, одну из которых Вы сможете прочитать.

Легенда о Нарциссе
«И дивный красавец, влюблённый Нарцисс, Расцвёл над ручьём и глядит на себя, Пока не умрёт, бесконечно любя…» Красота и изящность цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся про него еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным.

Венерин башмачок
«Франт невероятный, желтый с бантиком цветок, на изящную туфельку похожий. » В древнегреческой мифологии существует легенда о туфельках Венеры, превратившихся в прекрасный цветок. Гордость северных лесов.

Легенды о примуле
Цветы собраны в соцветие, напоминающие связку ключей, поэтому в народе их величают «золотыми ключиками», «первоцветом», «райскими цветами». Появляются они весной в числе первых цветов, открывающие дорогу всему зеленому царству. Название этого цветка происходит от латинского «primus», что значит «первый».

Легенда о камелии
Романтическая красота камелии и их происхождение стали источником множества мифов и загадочных историй. По преданию цветы являются эмблемой холодности и бесчуственности, эмблемой красивых, но бессердечных женщин, которые, не любя, завлекают и губят.

Легенды о ландыше
Если белоснежные и ароматные цветки ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами, то его красные ягоды во многих культурах символизируют печаль по утраченному.

Легенда о маке
«Позабыть бы все на свете, да в маки окунуться. » Как на Земле появился цветок грёз? Красные маки — частичка лета, а так же символ молодости и неувядающего женского очарования. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность.

О происхождении цветов.
Цветы жили в Раю, но однажды они заметили, что горе и печаль одолевают людей. Спустившись на Землю, они усеяли её таким разнообразием трав, что эти чудесные краски и упоительное благоухание стало приносить утешение людям.

Легенда о дельфиниуме
Легенды склонны утверждать, что когда-то в Древней Элладе жил необыкновенно одаренный юноша, который по памяти изваял свою возлюбленную и вдохнул в нее жизнь. А боги за столь необыкновенную дерзость превратили его в дельфина.

Девясил. Согласно древнему мифу, выросло растение — девясил из слез Елены, той самой Елены прекрасной, дочери Зевса, из-за которой началась Троянская война. Тюльпан согласно легенде родился из слез и крови юноши, пролитых из-за несчастной любви к девушке.

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками — крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления.

«Если хочешь быть счастливым всю жизнь — расти хризантемы» (китайский философ). Особым почтением в Японии пользовались четыре «благородных» растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива (сакура). Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств — честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года — весну, лето, осень, зиму. Эти растения воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и преданиях, а также стихотворных строках древних японских и китайских поэтов.

Легенда об осеннем цветке хризантема

«Но любовь все живет
в моем сердце больном.»

Валерий Агафонов
Вера Баева
Алла Баянова
Юрий Богатиков
Гриша Бородо
Георгий Виноградов
Лариса Голубкина
Вивея Громова
Сергей Захаров
Ренат Ибрагимов
Вадим Козин
Николай Копылов
Михаил Котляр
Капиталина Лазаренко

Анна Литвиненко
Мовсар Минцаев
Юрий Морфесси
Николай Никитский
Владимир Панкратов
Константин Плужников
Валентина Пономарёва
Светлана Резанова
Владимир Трошин
Леонид Харитонов
Эдуард Хиль
Ирина Чмыхова
Анна Широченко
Борис Штоколов

Нынешним многим молодым, да, наверно, и некоторым уже пожилым людям, это имя, к сожалению ни о чем не говорит. Но стоит назвать только один из его романсов и все станет на свои места – романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

Нелепый трагический случай оборвал жизнь талантливого композитора, автора всемирно известного романса Николая Харито.

В ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито замертво упал, сраженный пулей ревнивца-офицера барона Бонгартена, в соседнем зале, где праздновали свадьбу, кто-то запел тихо-тихо: «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Автор романса лежал, истекая кровью, и улыбка застыла на его прекрасном лице.

Он был необыкновенно красив и талантлив. В него нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных. Именно здесь звучали романсы в исполнении выдающихся мастеров этого жанра. Николай Харито был любимцем публики, посещающей концертные залы, где выступали «звезды» эстрады Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский. Их творчество стало явлением русской культуры.

В начале ХХ века городской романс становится неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры. В этот период популярности романса, его востребованности необыкновенно ярко проявилось композиторское дарование Н. Харито.

Николай Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте. Отец работал горным инженером, мать Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. В семье было четыре дочери и сын Николай. Родители состояли в гражданском браке, поэтому дети носили фамилию матери.

Музыкальные способности Николая проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он хорошо играл на фортепиано, сочинял небольшие музыкальные пьесы и писал стихи. В период обучения в гимназии Николай часто выступал в концертах на ученических вечерах, исполняя произведе-ния Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами.

Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», который Н. Харито написал в 1910 году, сразу же стал знаменитым.

Первое его название — «Хризантемы», затем «Отцвели уж давно», и только затем он стал называться по полной строке текста.

Романс родился в Киеве, осенью, когда город утопал в любимых цветах Николая Харито — хризантемах. Первым исполнителем произведения был автор. Он — душа любого общества — приковывал внимание слушателей искренностью чувств и проникновенным лиризмом исполнения. Романс сразу стал знаменит. Этому способствовал и кинофильм «Хризантемы» с участием А. Карабаевой и И. Мозжухина, поставленный в 1913 году, — тогда множество кинолент снималось по сценариям, написанным на сюжеты популярных романсов.

По совету друзей Н. Харито обратился к известному издателю Идзиковскому с просьбой напечатать романс. Но для его издания необходимо было отредактировать текст. И тогда композитор попросил киевского певца, исполнителя романсов В. Шумского внести свои поправки. Шумский с удовольствием выполнил просьбу, но при этом не постеснялся объявить себя соавтором. Так и был издан романс, где наряду с именем композитора был указан В. Шумский как автор текста.

…Почти 100 лет звучит романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Он выдержал испытание временем. С безмерным чувством тоски и ностальгического надрыва его исполняли Алла Баянова и Валерий Агафонов, Вадим Козин и Петр Лещенко. Он звучит в одном из эпизодов кинофильма «Любовь Яровая». Сегодня его поют оперные певцы и эстрадные исполнители, поп-звезды и рок-музыканты.

В том саду,
где мы с вами встретились,
Ваш любимый куст
хризантем расцвел.
И в моей груди
расцвело тогда
Чувство яркое
нежной любви…

Опустел наш сад,
вас давно уж нет,
Я брожу один,
весь измученный,
И невольные слезы
катятся пред
Увядшим кустом хризантем.

Отцвели уж давно
хризантемы в саду,
Но любовь все живет
в моем сердце больном.

«Отцвели уж давно хризантемы всаду».

newrezume.org

Среди множества любимых цветов, хочется особо отметить георгин. Прекрасный величественный цветок. Каких только расцветок и окрасок этих цветов на сегодняшний день, не существует. Теперь их можно не только увидеть, но и вырастить в своих садах. Сколько радости дарят нам эти великолепные цветы, гордо поднимающие свои прекрасные охапки бутонов.

По древней легенде, георгины появились на месте последнего угасшего костра при наступлении ледникового периода, как знак того, что оледенение не вечно. И что жизнь, и радость на земле воскреснут! Предсказания цветов оправдались. По сей день они под радостной расцветкой скрывают грусть расставания с людьми.

Пусть подольше стоят на виду. Любоваться разве устану ярким дивом, возросшим в саду?!

Есть несколько историй о цветке, и каждая по-своему красива …
Одну из них сейчас я расскажу, о том,как появилась георгина
Цветок был достоянием царей, в садах дворцовых только красовался,
Никто не смел из сада выносить, но при дворце им каждый любовался.

Чтоб сад зацвел,садовник должен быть. И здесь он был, по имени Георгий,
И, как положено, был в девушку влюблен, она была на свете всех дороже!
И он тайком смог вынести росток, и посадил у дома, где невеста…,
Но тайна не осталась в тишине, разгневан царь и не находит места…

Указ был скор, Георгий схвачен был, В тюрьму посажен навсегда, навечно

Осколки звезд в твоих глазах
Сияют нежностью и лаской,
Созвездья чувств в немых словах
Мне красят душу алой краской.

И кисть ресниц твоих опять
Вдруг теплотой коснется сердца,
С тобой лишь я могу понять,
Как отворить мне в счастье дверцу.

Ты цветом утренней зари
Закрасишь тень моей печали,
Чтоб искры счастья и любви
В ней некогда не угасали.

С тобой одной могу обнять
Простор космического мира.
И попытаться в нем поймать
Все то, что так неуловимо.

Небесных вод ночная даль
Меня так манит в свою тину,
Прекрасных глаз твоих печаль
Мне дарит пару крыл за спину.

В их глубине я то парю,
То вдруг тону в бескрайнем море,
О, кто бы знал, как я люблю
Ловить тепло в их милом взоре.


Люблю смотреть я на тебя,
Когда сидишь, слегка краснея,
И тихо слушая стихи –
Ты словно маленькая фея.
В глазах таится волшебство
И озорство порой сверкает
Кто знает, может где-то принц
Лишь о тебе одной мечтает.

Воздушна, ветрена, легка
Вот-вот и в танце закружишься
И воспаришь за облака,
Кружась, по радуге промчишься.
Улыбку вдруг подаришь мне
И солнце ярче засверкает
Лучом, как будто бы смычком
На скрипке ветра заиграет.

Ты — как беспечный мотылёк –
Такое милое созданье –
Как соком налитый бутон
Таишь в себе очарованье.
Немного времени пройдёт,
Я знаю: чудо совершится
И этот трепетный бутон
В цветок прекрасный превратится.

Кузнецов Олег


Расплескались радугой краски,
Сколько нежности, прелести в них!
Георгины, будто из сказки,
Так и просятся, милые, в стих.
Чудо-цветики рвать я не стану.


Луч последний угасающего лета
Всё ж зависает в загрустивших лепестках…
Застывшей радостью… Печали силуэтом…
Надежды искоркой… Слезою на глазах…
Он, лепесточки обжигая нежной страстью,
Не может взгляд от Георгины оторвать.
Она и в грусти слёзной трепетно-прекрас
на.
Не устаёт очарованье расточать.

Елена Буторина

Рос в саду цветок один –
Яркий, пышный георгин.
Он в балетной пачке новой
Весь изысканный, лиловый.
Сладкий, солнечный, живой
Пчёл над ним кружится рой.
Жук мохнатый прилетел,
На листок зелёный сел.
Бабочке-красавиц
е
Георгин понравился.
Все в цветке души не чают:
Он нектаром угощает.

Татьяна Лаврова


О георгинах…
Витая в розовых мечтаньях, не сумела
Она дыханье снов осенних ощутить…
И вот…теряет лепестки..
Штрихом несмелым…
Пытаясь кое-что вернуть…и повторить…
…Последний летний день…
Приятный…и погожий…
Спешит цветам луч солнца нежность подарить…
Они…на души чьи-то светлые похожи…
И столь прелестны в свете утренней зари!

myrzik-lorik

triino.ru

Как тает иней, павший на цветы
Той хризантемы, что растет у дома, где я живу.
Так, жизнь, растаешь ты,
Исполненная нежною любовью !

У хризантем очень интересная, тысячелетняя история. Место происхождения этих цветов до сих пор точно не установлено, но большинство исследователей придерживаются мнения, что хризантемы зародились на Востоке.
История выращивания хризантем прошла испытание временем. Следы приводят в Китай, где уже три тысячи лет назад хризантемы были известны и оценены по достоинству китайскими императорами. Известны времена, когда эти цветы были на вес золота. Японцы тоже почитали хризантемы.

Происхождение цветка связано с многочисленными легендами.
По одной из них злой дракон решил похитить у человечества солнце. Схватив светило, он сильно обжег свои лапы и в гневе начал разрывать его на части. Упавшие на землю солнечные искры превратились в хризантемы.

www.cvetnichki.com.ua

Хризантема — осенний цветок.

Не много можно назвать цветов, которые так быстро и так прочно завоевали симпатии публики и садоводов, как японская хризантема. Вспомните, давно ли еще хризантема была только любимым цветком Китая и Японии и имелась у нас лишь в виде двух-трех сортов? А теперь каких только форм, цветов и видов ее вы уже ни встретите!

Цветы ее то завиты, как кудри, то плоски, как у астры, то мохнаты, то щетинисты, то крошечны, как пуговки, то громадны, как подсолнух, словом, разнообразны без конца.

Окраска их, правда, довольно скромная, граничащая между желтовато-белым и красно-коричневым цветами, но зато оттенки и переливы их необычайно разнообразны. Тут встречаются и палевые, и соломенно-желтые, и розоватые, и коричневатые, и бурые, и темно-красные.

Хризантема -любимица Японии, здесь ее культивируют с незапамятных времен. Это цветок национальный, им увлекается все население, начиная с микадо и кончая последним рикшей.

Изображение ее священно, и правом носить материю с ее рисунком по государственным законам пользуются только члены императорского дома. Остальные же, в случае нарушения этого закона, караются смертной казнью.

Смертной казнью карается и всякая попытка изображать эту эмблему японской империи и символ императорской власти, а потому к изображению ее японское правительство прибегает иногда даже и для воспрепятствования подделки правительственных денежных знаков.

Так, несколько лет тому назад директор правительственной типографии государственных почтовых марок прибег к изображению хризантемы с целью воспрепятствования фабрикации старинных почтовых марок, которые приобретали охотно и за большие деньги иностранные собиратели коллекций. Но хитрые подделыватели обошли его.

Как известно, силой правительственной защиты пользуется только символическая хризантема (златоцвет) в 16 лепестков. Японские же художники, очень хитрые и ловкие в подражании, воспроизвели в совершенстве целую серию «старинных» почтовых марок, но изображали цветок только с 14 и 15 лепестками. Имей цветок 16 лепестков, подделывателям угрожала бы участь подвергнуться харакири, а за хризантемы с меньшим или большим числом лепестков их никто не имеет права преследовать, и они преспокойно продолжают сбывать за хорошие деньги свои поддельные марки неопытным любителям.

Что касается подделки настоящей государственной эмблемы хризантемы с 16-ю лепестками, то японцы, строго соблюдая и уважая все законы своей страны, даже и не старались никогда ее воспроизводить; по крайней мере, до последнего времени не было даже и подобной попытки. Изображение же этого цветка помещается на национальном флаге, на монетах и на высшем японском ордене, который даже и носит название ордена Хризантемы.

Причину такого высокого почитания японцами этого цветка разъясняет лучше всего само его название: «кику» (солнце). Он является у них символом этого светила, дающего жизнь всему на земле.

Таким символом власти хризантема начала пользоваться в Японии, по-видимому, очень давно, еще в XII столетии, доказательством чему служит первое изображение ее на клинке сабли царствовавшего в то время микадо.

С цветком этим связан в Японии один из самых любимых национальных народных праздников — праздник хризантемы.

В пояснение такого празднества надо, прежде всего, сказать, что, как известно, в Японии и Китае нет воскресений, и потому будни, рабочие дни, должны были бы следовать беспрерывно в томительном однообразии круглый год, не создай себе народ праздников, которые нарушили бы это однообразие и внесли бы в жизнь некоторую долю веселья.

И вот среди такого рода празднеств первое место у японцев занимают цветочные праздники.

В феврале устраиваются праздники по случаю цветения слив, в марте — персиков, в апреле — вишен, в мае — известного у нас более под названием глицинии растения вистарии и сабельника, в июне — вьюнков и пионов, в октябре — интересующей нас хризантемы, а осенью также народ бросает работу и бежит любоваться краснеющей и желтеющей листвой японских кленов.

Наибольшей роскошью и прелестью отличаются весенний праздник — цветение вишен и осенний — цветение хризантем.

Осенний праздник справляется уже с незапамятных времен и привлекает к себе всеобщее внимание. В незапамятные еще времена народ собирался в эти Дни толпами, рвал эти прелестные цветы и украшал ими свои жилища, а знатные люди катались на изукрашенных хризантемами лодках — при звуках музыки, пения и чтения китайских и японских стихотворений, в сочинении которых состязались лучшие поэты того времени.

Стихотворения эти писались и пишутся тушью на длинных бумажных полосах и приклеиваются к деревьям; так что их читают не только люди, но даже и ветер как бы разносит весть о них по свету.

Праздник этот справляется торжественно и поныне, и притом не только народом, для которого устраивают в разных городах специальные выставки роскошнейших хризантем, но и при дворе самого императора.

Современные хроникеры рассказывают, что теперь, приглашенные императором, должны являться непременно во фраке и в цилиндре. Все собираются в построенном в древнеяпонском стиле дворце Данго-Цака, передвижные стенки и покрывающие полы циновки его представляют удивительно странный контраст со всеми этими европеизированными костюмами. Масса публики наполняет гроты, аллеи и киоски обширного парка.

Раздаются звуки японского марша, и появляется окруженный своей свитой император; за ним следует императрица со своими придворными дамами. Микадо обходит ряды приглашенных, подает каждому руку и обращается с несколькими милостивыми словами, но говорит так тихо, что его едва могут слышать даже и наиболее близко находящиеся.

После этого приветствия император в сопровождении всех приглашенных отправляется в оранжереи, где выставлены богатейшие коллекции выведенных за лето хризантем. Среди них встречаются небольшие экземпляры, сплошь залитые цветами, количество их доходит нередко до 800 и более.

Замечательны и необычайно красивы, сделанные из этих цветов группы людей, и даже целые сцены, изображающие драматические моменты.

Описать эти удивительные, полные движения группы людей из цветов нет никакой возможности. Это какое-то удивительное, выходящее из ряда вон искусство, о котором европейцы не имеют и понятия.

«Необычайно трудно, почти невозможно, — говорит немецкий корреспондент, у которого мы заимствуем эти сведения, — дать европейским читателям описание этих, если так можно выразиться, живых картин из цветов.

И у нас, конечно, делают из цветов на клумбах надписи, портреты, государственные гербы, геометрические фигуры и фигуры животных, иногда даже выпуклые, выделяющиеся над общим фоном, подобно каким-то изваяниям; делают, вырезая из самшита и других мелколиственных кустарников, фигуры людей, львов, драконов, вообще разного рода как живущих, так и мифических существ, но все это — детская забава по сравнению с необычайным вкусом японских садоводов, их поразительным искусством группировки цветочных фигур, представленных в этот день в парке Данго-Цака.

Тут вы видите сцены битв, в которых кровь льется ручьем, обагряя (эти сцены большего частью изображают зимний ландшафт) покрывающий почву снег; лошади и всадники изображены, как живые; корабли с развевающимися парусами так и плывут; герои, побеждающие вылезающих из расщелин скал чудовищ, полны движения; храмы, дворцы, изогнутые мосты, пенящиеся водопады. — все это так натурально, так естественно, что невольно забываешь, что они сделаны из цветов.

Не все, конечно, в этих фигурах из цветов: все видимые части тела, лицо, руки и ноги сделаны из особого рода папье-маше, которое так тонко и искусно выработано, выражение сделанных из него лиц так живо, что никакие наши восковые фигуры не могут с ним сравниться.

Мечи и другие принадлежности фигур, деревянные части домов и прочее, а равно и скалы сделаны обыкновенно из соответствующего материала; но встречаются корабли и лошади, быки мостов, входы в храм, скалы и водопады, сделанные и прямо из хризантем. Это, конечно, апогей искусства японских садоводов, так как здесь цветы подбираются таким образом, чтобы передать все оттенки освещения, все малейшие подробности рисунка.

Самое поразительное, однако, во всех этих изображениях — это платье фигур, составленное всегда только из цветов. Какие тут сочетания красок, какая изящность, какое разнообразие рисунка, изображающих его материй — это не поддается никакому описанию.

Основу этих платьев составляют бамбуки, в которые вплетаются не срезанные хризантемы, а находящиеся еще на своем кустарнике, так что они продолжают и расти, и цвести. И все эти широкие, раздувающиеся, с их складчатыми рукавами кимоно так удивительно изображены, так естественно изгибаются на поставленных часто в необычайно трудные позы фигурах, что пораженный зритель почти забывает, что они сделаны только из живых цветов.

Вообще в изображениях этих сцен, полных жизни и движения, японские художники-садоводы сумели воплотить такое сочетание природы с искусством, подобного которому у нас еще не существует, и вполне понятно, почему выставка императорских хризантем производит глубокое впечатление не только на японцев, но и на всех имевших случай ее видеть европейцев. Понятно также, почему эти цветы так интересуют и самого императора.

Но такие интересные картины, сделанные из цветов хризантем, показываются не только на императорских выставках в Данго-Цаке. Их можно видеть в это время и на частных выставках во многих других японских городах и даже в некоторых славящихся своим садоводством японских деревушках. Только там фигуры делаются обыкновенно из дерева и слоя глины, в который втыкаются цветы. И здесь изображают также фигуры и сцены, но только, конечно, сюжеты берутся уже не столь драматические, а больше из обыденной жизни, где не требуется такой тонкой художественности в экспрессии лиц и поз действующих персонажей.

Здесь вы видите какого-нибудь торговца с его товаром, продавщицу чая, группу женщин, сидящих в саду и готовящих чай; удящих или кормящих рыбу детей. Тем не менее, и тут, как на императорских выставках, особенную прелесть представляет группировка и подбор красок цветов для изображения рисунка материи платьев. Все фигуры сделаны в натуральную величину и помещены в небольших балаганах, куда народ собирается их смотреть, платя несколько грошей за вход. И публики бывает всегда так много, что в балагане едва можно уместиться.

Обыкновенно родиной хризантем считают Китай, откуда она перенесена была в Японию и где настолько акклиматизировалась, что сделалась совсем туземной.

Но существует и обратное мнение. Говорят, что она сначала была в Японии, а оттуда была перенесена в Китай.

Мнение это поддерживает следующее легендарное сказание. Рассказывают, что в 246 году до н.э. правил в Китае могучий император. Ничего на свете он не боялся, кроме старости и только об одном думал: править и жить как можно дольше.

И вот призвал он своего главного лекаря и приказал приготовить снадобье, которое продлило бы его молодость. Хитрый лекарь низко склонился перед императором:
— О, могучий повелитель, — промолвил он. — Я мог бы приготовить такой эликсир, но для этого надо достать чудесные цветы, которые растут на востоке, на далеких островах.
— Я прикажу немедля доставить те цветы! — вскричал император.
— Ах, если бы это было так просто, — вздохнул лекарь. — Весь секрет в том, что сорвать их должен человек с чистым сердцем — только тогда растение даст свою чудесную силу.
Задумался император: знал, что ни он сам, ни его придворные не годятся для того, чтобы выполнить это условие.
И тогда решил он отправить на острова 300 юношей и 300 девушек: уж наверняка среди них найдётся немало людей с чистым сердцем!
Так и сделали — снарядили много кораблей и отправили их во главе с императорским лекаpeм к островам — туда, где теперь находится Япония.
На одном из них нашли они прекрасный цветок — хризантему и не могли налюбоваться ею!
— Не знаю, годится ли этот цветок для эликсира, — воскликнул лекарь, — но, без сомнения, он радует сердце и молодит душу!
Мудрый лекарь xopoшo знал коварный и жестокий нрав своего императора.
«Наверняка, — размышлял он, — император подумает, что я и мои спутники первыми попробовали эликсир, и прикажет всех нас казнить, как только получит снадобье».
И тогда все решили не возвращаться обратно. Они остались жить на островах и основали там новое государство. Неизвестно, приготовили они чудесный эликсир или нет, но хризантема стала для них любимым цветком.

В Китае хризантема — наиболее любимый цветок после пиона, и ее именем обозначается даже девятый месяц китайского года. Ему же посвящен и девятый день этого месяца. Сорванный в этот день, он приобретает, по народному поверью, особую магическую силу. Вместе с сосновой смолой его перерабатывают в таинственное средство, которое употребляется для предохранения от старения.

В Чэнду, главном городе Сычуана, находится храм с изображением гения — хранителя хризантем. Он представлен в образе молодой девушки, выпившей вина с цветком хризантемы и сделавшейся вследствие этого бессмертной.

Из цветов же хризантемы китайцы готовят еще очень вкусный десерт, подаваемый не только в китайских ресторанах, но и в частных домах. Десерт этот представляет собой компот и приготовляется, по словам французской газеты «Gaulois», следующим образом.

Берут свежий цветок, старательно обмывают его, отделяют его лепестки и окунают их в смесь яиц и муки; затем вынимают их, обмакивают быстро в горячее масло, раскладывают на полминуты на бумагу, чтобы она впитала в себя излишек масла, посыпают их сахаром и подают.

Кушанье это, несколько напоминающее нам прекрасное пирожное, приготовляемое часто в Малороссии из цветов рябины, как говорят, очень вкусно и теперь вошло в такую моду в Нью-Йорке, что китайские рестораны там всегда наполнены американцами и вообще не китайцами, приходящими туда, чтобы полакомиться этим десертом.

В Европу хризантема была впервые ввезена еще в XVII столетии, в 1676 году, в Англию голландцем Рееде, но, по-видимому, оставалась только там и сделалась известной лишь немногим. Настоящим же годом ввоза ее в Европу надо считать 1789-й, когда капитан Пьер Бланшар привез ее в Марсель. Привезенные им тогда цветы были, конечно, не те изящные, роскошные сорта, которые мы видим теперь, а самые простые — ромашкообразного вида, а потому и не обратили на себя почти никакого внимания.

Но уже в 1829 году тулузский садовник Берне начал производить опыты разведения ее из семян и получил несколько новых, красиво окрашенных разновидностей. Тогда примеру его не замедлили последовать и другие садоводы. Успех был значительный, и уже в 50-е годы имелось около 300 ее разновидностей, отличавшихся не только окраской, но и формой цветов.

Однако прошло еще около полстолетия, пока цветок этот, достигнув выдающейся красоты, вошел у нас в моду и сделался одним из любимейших зимних цветов. Позднее его цветение, и притом, как раз в то время, когда у нас почти не бывает цветов, конечно, также немало содействовало этому обстоятельству. Теперь же он вошел в такой почет, что ежегодно осенью в Париже, Лондоне и во многих городах Германии устраиваются специальные выставки хризантем, где платят за наиболее оригинальные цветы громадные деньги.

Из европейцев особенно увлекаются хризантемами англичане, и теперь в Англии почти нет сада, где бы вы ни встретили этого цветка. Хризантемы прекрасно выносят английские туманы и цветут даже до наступления легких заморозков. Англичане увлекались ими даже тогда, когда в остальной Европе на них еще почти не обращали внимания, и примером этому может служить празднование в Хрустальном дворце в Лондоне в 1859 году дня рождения Шиллера, где бюст этого великого писателя был окружен тысячами хризантем самых разнообразных форм и цветов, какие тогда только существовали.

В Европе хризантемы являются не столько цветами для букетов и украшений, сколько похоронными. Служа символом безмолвной глубокой печали, они возлагаются, особенно парижанами, на гроб. Сделанные из них венки, просто срезанные цветы, а иногда даже и цветущие растения в горшках расставляются вокруг гроба, кладутся на гроб и на могилу. Такую же роль они часто играют и у итальянцев. Вот почему, вероятно, Мантегацца считает их цветами мертвых и рассказывает об их происхождении такое грустное предание:

«Жила-была много лет тому назад в одном итальянском городке бедная женщина. Муж ее был страшный пьяница, который только и делал, что пропивал то, что зарабатывал, и она одна должна была выбиваться из сил, чтобы добывать хлеб для пропитания. Но у нее было одно утешение, скрашивавшее ее горькую жизнь и дававшее ей силу бороться, — малютка Пьеррино. Она только для него и жила, только им и дышала. Однако злая судьба преследовала ее. Ребенок заболел и умер. В минуту отчаяния несчастная женщина хотела, было, лишить себя жизни, но соседки удержали ее. Затем она схватила горячку, ее отвезли в больницу, и два месяца она находилась между жизнью и смертью. Но выздоровела, и постепенно время залечило ее душевную рану.

Она возвратилась к мужу, и опять потянулась горькая, беспросветная жизнь. Не было с нею ее дорогого мальчика, но она жила скорбью, жила воспоминанием об его смерти. И целью всей ее жизни, всех страстных желаний стала мечта пойти в Воскресенье на его могилку и скопить столько денег, чтобы купить ему железный крест. Она продала для этого свои заветные серьги, продала венчальное кольцо, но денег все не хватало. Этот чудный, покрытый лаком и эмалью крест был ее мечтой. И она работала и работала, копила и копила деньги.

А тем временем каждое Воскресенье, каждый праздник она ходила на дорогую могилку и украшала ее собранными по дороге полевыми цветами, которые, казалось ей, служили общением между нею и душой дорогого ее ребенка.

Но настали холода, и полевые цветы замерзли, на покупку же в магазине цветов у нее не было средств. Она просила продать ей в рассрочку, обещая аккуратно платить, но безжалостные продавцы пожимали только плечами; с той же просьбой она обращалась к богатым людям, но и те тоже не вняли ее мольбам, и с отчаянием в душе шла она на могилку, а оттуда домой.

И вот, возвращаясь однажды домой, она вдруг вспомнила, что у нее на комоде стоит букет искусственных цветов, завещанных ей покойной матерью. Букет этот был подарен матери ее мужем в день свадьбы и приносил ей всю жизнь счастье. А потому, умирая, она передала его своей дочери, наказав беречь и хранить его и никогда никому не отдавать, так как в нем залог счастья.

Вот об этом-то букете бедная женщина и вспомнила теперь и решила, несмотря на просьбу матери, никому не отдавать, все-таки снести его на могилку своего дорогого Пьеррино и положить вместо полевых цветов.

Прикрыв букет платком и стыдясь богачей, принесших чудные живые цветы на могилы своих родственников, она донесла его до могилки, положила на нее и, заливаясь слезами, молила у матери прощения, что поступила вопреки ее воле.

Горючими слезами она оросила и букет, и могилку и горячо молилась Творцу, Целителю душевных скорбей и Утешителю всех скорбящих. Молясь, она припадала к земле, и ее распущенные волосы прикрывали почти всю могилку.

И вдруг ее поразило чудо: вся могила была покрыта великолепными, всех цветов живыми хризантемами, и несшийся от них горьковатый запах, как бы говорил, что они посвящены печали и смерти. Кто их посадил сюда, откуда они взялись, несчастная женщина не могла понять, тем более что букет искусственных полинялых цветов лежал между ними.

И с тех пор, — заканчивает свой рассказ Мантегацца, — ежегодно цветут на могиле, вокруг воздвигнутого, наконец, прекрасного железного креста, эти дивные хризантемы, а бедная мать льет слезы радости, верит и надеется. »

Недавно минуло столетие введения культуры этих цветов в Европе, и юбилей этот был отпразднован роскошнейшим образом, особенно в Париже. Здесь была устроена богатейшая выставка их разновидностей, начиная от самых старых, первоначальных видов и кончая последней новинкой. За выдающиеся по красоте к величине экземпляры назначены были почетные награды, денежные премии и медали, как от различных обществ, так и от Парижа.

Было выставлено более 1.200 выдающихся по красоте цветов, которые были разбиты на группы и, размещенные среди зелени, образовывали замечательно красивый пестрый ковер. Другая же часть хризантем была расставлена в высоких бокалах и представляла собою как бы кайму этого ковра.

Цветы эти принадлежали 80 конкурентам. Самым крупным оказался сорт «Валлис», цветок которого имел 41 сантиметр в диаметре, и ему была присуждена премия 1.200 франков, а самыми красивыми и изящными цветами — «Г-жа Кова дю Террай» и «Г-н Чурч». Им тоже были присуждены очень крупные награды.

Какие только предосторожности ни пришлось принимать, чтобы доставить в полной сохранности эти привезенные со всех концов Европы срезанные цветы, так как малейшая порча цветка, малейший недостаток служили поводом к недопущению его на конкурс. Каждый цветок обертывался в большой лист папиросной бумаги, лепестки его искусно приподымались, а стебель окутывался куском намоченной ваты и прикрывался ради сохранения влажности пергаментной бумагой или гуттаперчей.

Присланные в таком виде экземпляры оказались вполне безупречными. Те же, у которых вата была заменена мхом, и которые не были обернуты в пергамент, прибыли большею частью попорченными.

Говоря, однако, об европейских гибридах хризантем, надо признать, что они были чрезвычайно разнообразны в Японии уже и в очень отдаленные времена. Так, еще в вышедшей в Киото в 1496 году книге помещено более ста разновидностей, которые резко отличаются друг от друга и формой цветка, и окраской. Только, к сожалению, окраска цветов описана словами, так как в Японии тогда еще не умели печатать рисунки красками. Тем не менее, среди них имеются уже многие, которые теперь считают выведенными в Европе и потому дают им новые названия. Хризантемы эти всегда очень красивы и поэтично названы. Так, одни они называют утренней зарей, вечерним заходом солнца, северным ливнем, туманным утром, другие — львиной гривой, тысячью журавлей, блеском меча.

В заключение скажем, что в настоящее время увлечение любителей и садоводов этим цветком так велико, что, подобно тому, как это делается для роз и орхидей, во Франции издается даже особый, посвященный специально только ему журнал, носящий название «Le Chrysanteme».

«Хризантемы, — говорит о них французский академик Жюль Кларти, — это венец года, цветы без запаха, мрачная окраска которых как нельзя более соответствует печальному времени года, когда они расцветают; это цветы кладбищ, цветы могил!

Дети чужой земли, культивированные нашими садоводами, которые делают из них род садовых медуз с всклокоченными волосами и веющей холодом формой, они сделались, в ущерб пылкой розе и скромной фиалке, любимцами моды, и любители их теперь так же многочисленны, как и любители орхидей.

Страсть к этим цветам странной, вычурной формы и охлаждение, и пренебрежение к изящным являются признаками нашего времени. Мне вполне понятны привлекательность фантастичных форм орхидей и болезненная, если можно так выразиться, прелесть бледно-желтых, светло-коричневых, нежно-фиолетовых и выцветших сиреневых тонов хризантем. Эти торжествующие ныне цветы соответствуют современным настроениям духа многих лиц. То, что просто, ясно, большею частью уже не увлекает в настоящее время. Теперь более необходимы жгучесть, острота в приправе и черствость, холодность для глаз».

По материалам moiraion. ru и florets . ru

italia-ru.com

Смотрите так же:

  • Теплицы малина выращивание Своими руками - Как сделать самому Как сделать что-то самому, своими руками - сайт домашнего мастера Теплица для выращивания земляники и малины: устройство и содержание Земляника и малина в защищенном грунте – какой должна быть теплица Традиционные способы выращивания ягодных культур […]
  • Боярышник настойка в домашних условиях Настойка боярышника Полезные свойства боярышника издавна известны народным целителям, которые используют плоды этого растения для борьбы с самыми разнообразными недугами. В первую очередь, речь идет о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, так как боярышник обладает уникальным […]
  • Полив домашней орхидеи А вы знаете, как правильно поливать орхидею? В поливе нуждаются все зеленые растения. Но как в домашних условиях поливать орхидею, которая с одной стороны влаголюбива, а с другой, привыкла расти не в привычном грунте, а на камнях или ветвях деревьев? Большая часть орхидей, украшающих […]
  • Раскраски цветка роза Детский час для детей и родителей Навигация по записям Короткие сказочные истории про растения Мир растений удивляет и радует нас. Растения заполонили нашу планету Земля, есть на ней виды очень необычные. В реальной жизни растений происходит много интересных событий, а в сказочной – […]
  • Рассада томатов из семян Простой способ выращивания рассады помидор /томатов/. Фото. Подготовка семян. Посев. Т от, у кого есть свой участок земли, непременно захочет посадить там хотя бы несколько кустиков помидор. Какое удовольствие срывать созревшие помидоры, выращенные своими руками! Готовую рассаду помидор […]