Аннотация к рабочей программе «Юный турист»

      Данная программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения.

       Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:

1.Формирование разносторонне развитой личности

  1. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
  2. Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.
  3. Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.

     Организация учебно-тренировочного процесса по  программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время.

     Программа объединения рассчитана на учащихся 6 – 11 классов и предусматривают приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России. Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год из расчета 9 часов в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы.                                                                                                                                    Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия.     

Аннотация к рабочей программе «Родной край»

      Программа  «Родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

            Программа обучения рассчитана  на школьников 1-2 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.  

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории, культуре, географии Кировского района и Калужской области.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с историей Калужской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

 

Аннотация к рабочей программе                                                                                                 «Спортивный туризм и основы спортивного ориентирования»  

            Образовательная программа «Спортивный туризм и основы спортивного ориентирования» от­носится к комплексным программам, объединяя физкультурно-спортивную и туристско-краеведческую деятельность обучающихся.

   Продолжительность образовательного цикла - три года обучения. Программа первого года - программа начального уровня. Программы второго и третьего годов обучения - программы совершенствования знаний и умений, повышения спортивной квалификации.

Программа предполагает разноуровневые результаты обучения на каждом году обучения.

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу 6 часов в неделю на протяжении трех лет обучения, 216 часов в год по 3 часа 2 раза в неделю

   Программа рассчитана на обучающихся 13-17 лет. Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме в объединение нет. Группы начальной подготовки формируются, в основном, из обучаю­щихся в возрасте 13-14 лет, а группы совершенствования состоят из обучающихся 14-17 лет и новичков этого же возраста, которые фор­сированно проходят начальную подготовку под руководством педаго­га и опытных туристов из числа обучающихся.

   За основу при разработке данной образовательной программы взяты: программа начальной подготовки обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля «Юные туристы», программ; начальной туристской подготовки по пешеходному туризму НТП-Б и программы подготовки юных спортсменов-ориентировщиков 1-3 года обучения. Программы были переработаны в соответствии со спецификой занятий объединения школьников в объеме 6-часовой учебной нагрузки в неделю с учетом использования технико-тактической под готовки для соревнований по ориентированию в качестве средства для достижения оптимального уровня физической и морально-волевой  подготовленности обучающихся к учебно-тренировочному спортив­ному походу, и в качестве средства обучения, воспитания и развития обучающихся, способствующего достижению целей программы. При этом соотношение аудиторных часов и практических, а также теоре­тических занятий на местности составляет 1:8.

 

Аннотация к рабочей программе «Авиамоделизм»

        Программа построена на основе авторской программы «Авиамодельный кружок» Рожкова В.С.

       Авиамоделизм-первая ступень овладения авиационной техникой. В процессе изготовления летающей модели учащиеся объединения приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.

        Авиамодельные объединения относятся к спортивно-технической направленности. Курс предполагает три ступени обучения. Учащиеся первого года обучения приобретают начальные знания и навыки, необходимые для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей.

         В работе с начинающими моделистами упор делается на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в работе с инструментом. Теоретические знания сообщаются в форме познавательных бесед или лекций небольшой продолжительности.

        Учащиеся второго года обучения расширяют круг знаний по авиационной и модельной технике, основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов, углублённо изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчета конструкций моделей. Занятия знакомят учащихся с авиационными специальностями, помогают в выборе профессии, подготавливают к дальнейшей самостоятельной работе. Ребята принимают участие в соревнованиях различного уровня, учатся ценить и понимать дух спортивных соревнований.

        Занятия объединений первого и второго года обучения проводятся в учебных группах по 5-8 человек.

       Для учащихся третьего года обучения предусмотрены индивидуальные занятия, в ходе которых ребята изготавливают модели, предназначенные для выступления на соревнованиях.

Работа в объединении предполагает целенаправленную работу по патриотическому воспитанию учащихся: учащиеся приобретают знания по истории воздухоплавания, гражданской и военной авиации; с ролью отечественных конструкторов и ученых в развитии авиации, в совершенствовании летательных аппаратов. Участвуя в региональных соревнованиях по авиамодельному спорту, ребята совершают экскурсии по аэродромам, авиаклубам, встречаются с лётчиками.

       Количество учебных часов в год для объединений первого года обучения - 144, второго года обучения — 216, для учащихся, занимающихся по плану индивидуального обучения (третий год обучения) – 36 или 72 часа.

Аннотация к рабочей программе «Флора»

     Программа «Флора» разработана для реализации содержания дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства и дизайна на основе художественно-эстетического комплекса (изучение дополнительных предметов: теории и истории искусства, аранжировки, флористики, композиции), и носит личностно-ориентированный характер.                 

      Актуальностью и новизной данной программы является усиление важной инновационной составляющей дополнительного образования: подготовка школьников к жизни в современных социально-экономических условиях через практическое освоение основ экономики и предпринимательства.

     Целью данной программы является создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности личности, способной адаптироваться в современных социально-экономических условиях, эстетического устройства сельского быта и здорового образа жизни на основе лучших традиций малой родины.
Образование по программе «Флора» предполагает:

• формирование у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
• развитие мотивации личности воспитанников к познанию и творчеству;

• приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;                                                                      • развитие творческих способностей личности, художественно-эстетического вкуса, коммуникативности, образного и экономического мышления;                                                               овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков;                                                                                                     • формирование устойчивого интереса к профессии «Флорист-дизайнер»; осуществление профессиональных проб в области «Аранжировка цветов начальное освоение воспитанниками определенных профессиональных знаний и формирование умений и навыков в искусстве «Аранжировка».
     Настоящая программа рассчитана на три года занятий по 2 часа 3 раза в неделю и предназначена для учащихся старших классов средних школ преимущественно для девочек в возрасте 12—16 лет. 

Аннотация к авторской программе «Фольклорный театр «Кошурка»»

Вид программы – авторская.

Отличие её от других программ дополнительного образования для театральных коллективов заключается в акценте не на формирование профессиональных актёрских навыков, а на развитие мотивации личности ребёнка к изучению народных традиций, с заложенными в них  общепринятыми духовно-нравственными законами, на творческое развитие обучающихся, импровизацию, на освоение ими своеобразного фольклорного репертуара.

Особенность жизни коллектива – проживание согласно народному аграрному календарю с его обрядами и праздниками, активными участниками которых становятся обучающиеся.

Цикличность изучения программного материала позволяет обучающимся, по каким-то причинам пропустившими очередной год обучения, возвратиться в коллектив на любом этапе обучения.

Новизна программы фольклорного театра «Кошурка» заключается в том, что в процессе обучения уделяется большое внимание фольклорной арттерапии, используются авторские приёмы, упражнения и тренинги (на развитие фонематического слуха, речевых и двигательных навыков, памяти, воображения, фантазии), авторские сценарии фольклорных праздников, конкурсов, обрядовых сцен, создаваемые на основе материалов, собранных в ежегодных фольклорно-этнографических экспедициях.

Основа репертуара театра – фольклор во всех его проявлениях (слово, театрализация, песня, танец, декоративно-прикладное творчество).

Цель программы: формирование духовно-нравственных основ личности воспитанника и развитие его творческого потенциала посредством занятий фольклором.                                                         

Программа фольклорного театра рассчитана на пятилетнее обучение. Фольклорный репертуар подобран для каждого учебного года с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей.

Обучение детей организуется с учетом принципа «от простого к сложному»: от освоения народных игр, изучения устного народного творчества, сказок, детскогофольклора - до участия в традиционном обрядовом действе с использованием местных этнографических материалов.

Программа предусматривает три уровня освоения традиционной народной культуры:

·         Пропедевтический (введение в народную культуру) -1 год;

·         Репродуктивный (изучение знаний по различным направлениям народной культуры) - 2,3,4 годы;

·         Креативный (углубленное творческое освоение народной культуры с введением регионального компонента) - 5 год.

1 год обучения (подготовительный) – «Театр народной игры».

На тематических встречах учащиеся начальных классов получают первичные знания о народных традициях.

Программа нацелена на пробуждение интереса к изучению народных традиций у младших школьников, создание ярких эмоциональных впечатлений от соприкосновения с народным творчеством.

В содержании программы 2 - 5 годов обучения используется спиралеобразный способ компоновки изучаемого материала по трём тематическим разделам с ежегодным возвращением к каждой теме на качественно более высоком уровне:

«Традиционная народная культура» -

изучение русских сказок и других жанров устного народного творчества, фольклорного пения и народного музицирования, аграрного календаря и связанных с ним обрядов, элементов этнографических знаний, ознакомление с прикладным народным искусством, организацию литературногохудожественного творчества на основе фольклора;  «Актёрский тренинг» -

получение  необходимых навыков по актерскому мастерству, сценической речи,  сценическому движению, инсценированию сказок и постановке обрядовых сцен; «Культурно-массовые мероприятия» -

выступления перед зрителями с фольклорными программами различного содержания, народные праздники, конкурсы, тематические экскурсии, итоговые занятия по традиционной народной культуре.

Образовательные  программы 2 - 4 года обучения конкретны по предлагаемому к изучению фольклорному материалу:

2 год обучения - «Театр русской народной сказки»;

 3 год обучения - «Театр детского фольклора»;

 4 год обучения - «Театр традиционного обряда».

     Каждая из этих программ может быть реализована повторно, с условием использования изучения вариативного фольклорного материала для подготовки новых театральных тематических постановок к праздникам народного календаря.

    Программа 5 года обучения - «Этнографический театр».

 Это интегративный повторный курс с углубленным изучением местных этнографических материалов, аутентичного фольклора для учащихся старших классов.

Основная задача пятого года обучения - постановка фольклорных тематических программ на основе этнографических материалов, собранных в экспедициях по Кировскому району Калужской области.

Аннотация к рабочей программе «Глиняная игрушка»

Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

    Программа рассчитана на детей с 7 лет. Курс обучения планируется на 2 года, включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу. В программе курса уделяется внимание экскурсиям  на природу. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа(1 год обучения), 2 раза по 3 часа (2 год обучения).

Цель программы:

формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

 Задачи программы:

·         Формирование знаний, умений и навыков работы с глиной;

·         Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;

·         Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;

·         Воспитание наблюдательности, усидчивости, ответственности;

·         Воспитание лидерских качеств.

 

Аннотация к рабочей программе «Декоративно-прикладное искусство»

Данная программа является одним из вариантов решения проблемы организации  дополнительного образования  по направлениям  «Технология трудового обучения» и «Художественное творчество». Программа модульная, модифицированная, составлена на основе  нескольких типовых и авторских программ по декоративно-прикладному творчеству (Г.С. Листова «Эстетика быта», «Бисероплетение», Ракова С.А. "Вязание крючком") и специальной литературы. Она состоит из самостоятельных, целостных тематических блоков - разделов:

1.      Бисероплетение;

2.      Вязание крючком.

Программа актуальна,поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

ü  Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.

ü  Формирование навыков работы с разными материалами.

ü  Развитие художественно-эстетического вкуса детей.

ü  Развитие творческого потенциала.

ü  Развитие коммуникативных способностей ребёнка.

ü  Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

ü  Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.

ü  Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей с (8-12 лет).

 1-й  год  обучения –  группа обучающихся  в количестве 15 человек, занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов в год – 144.